вторник, 9 июня 2020 г.

Реконкиста начинается: Парати-Мирим в очень мёртвый сезон

За последние недели получил сразу от нескольких бразильских друзей эту новую редакцию классического плаката типа "Родина-мать зовёт!": "O Brasil precisa de Você!". Она представлена в центре первого коллажа и демонстрирует что хотя коронабесие в Бразилии всё ещё крепчает, и до нынешнего российского уровня стабилизации ещё далеко, здравомыслящие люди тут тоже уже начали кампанию по пропаганде внутреннего туризма. Находясь всё это смутное время на бразильской территории (даже наша майская поездка по России по известным причинам была отложена на неопределённый срок), мы с удовольствием присоединяемся к патриотическому движению по "реконкисте" этой части суши. И вот, при первой же возможности, а конкретно во вторник 2-го июня с.г. снова выдвигаемся из её относительной глубинки к береговой линии. Для гарантии хорошего дня мы выбрали не кратчайшую дорогу SP-125 известную также как Таубатэ - Убатуба, а SP-171 (по совместительству BR-459) ведущую через город Кунья к границе со штатом Рио-де-Жанейро. Это позволяло в случае непроницаемости оной границы свернуть к другим интересным местам, но "план Б" не понадобился и включавшая пляжный отдых программа-максимум этой однодневной экспедиции была выполнена:

Особо отметим наличие новых светофоров на узких мостах по RJ-165 между заповедником Серра-да Бокаина и городом Парати, кое-какую устаревшую информацию на подступах к пляжам, а также удручающую пустоту этих пляжей и дорог.

На выбор направления главного удара повлияла встреченная накануне информация о частичном открытии пляжей Убатубы с 1-го по 15-е июня - только с понедельника по четверг и "только для жителей города". Понятно что второе ограничение не только противозаконно, но и практически невыполнимо в реальной бразильской жизни, поэтому проверку этого факта мы поставили на второй план, а в первую очередь хотелось узнать возобновилось ли движение сквозь заповедник PN Serra da Bocaina по участку RJ-165 имеющему статус "estrada-parque". Особую пикантность этому плану придавал всё ещё продолжающийся запрет на посещение собственно национальных парков, т.е. заповедников федеральной системы.

Из-за кое-каких утренних дел мы выехали уже после 10-ти часов. Первую остановку сделали через часок - у родника ближе к 20-му километру SP-171 Guaratinguetá - Cunha. Еще через полчасика и вторую - чтобы попить кофе у въезда к город Кунья. На этой стратегической заправке получили ценные разведданные: полузаповедный участок "estrada-parque" снова открыт со вчерашнего дня (!)

Кое-какие встречные машины на участке от Куньи к перевалу добавили оптимизма на этот счёт. А туман начавшийся после перевала нисколько его не убавил - это обычное дело на высоте около тысячи метров, но над океаном особой облачности не ожидалось. Заповедник проехали без затруднений, да и на окраинах Парати никаких застав не было. Там мы повернули по BR-101 Rio - Santos в сторону Убатубы, и через 9,5 км остановились у ответвления дороги местного значения к пляжному посёлку Paraty-Mirim. У начала этой дороги висела какая-то тряпка с объявлением о запрете доступа к пляжам, но даты там отсутствовали и мы решили прояснить ситуацию на самом пляже до которого оставалось километров семь.

Примерно в середине этого участка проезжаем деревушку индейцев гуарани, а там тоже какой-то запрет, но чисто локальный.

Это нам даже понравилось, поскольку никто из индейцев не попытался преградить нам дорогу чтобы что-то продать.

На последних 2.5 км асфальта не было, а были кочки на которых машину неплохо качало. Ещё больше качало почти пустой городской автобус который степенно прополз нам навстречу.

Это его конечная остановка и место разворота, да и дороги тоже уже почти конец. Поэтому парковаться нужно где-то поблизости, но не на этом самом месте.

А выбрать было из чего, так что мы заехали на уже знакомую нам площадку и выбрали там место в тенёчке. При этом никакого персонала собиравшего там денежки в летние выходные так и не проявилось. Переоделись, закусили, и налегке выдвигаемся в пляжу.

По случаю прилива небольшая лужица между церквушкой и полосой песка вдруг стала целой лагуной. Мы решили обойти её справа, через продолжение дорожку к пирсу.

А вот отсюда мы проникли на пляж совершенно посуху.

Но сам пляж сейчас стал таким узким что пройти посуху из одной его части на другую можно было только сквозь колючие кусты. Но тут мы прошли по воде, там же неглубоко и чистенько.

Ну вот и наш эксклюзивный курорт на сегодня, ищем брёвнышко чтобы не возвращаться к машине за пляжными стульями.

Через некоторое время созерцания этого рая редкие встречи с людьми по пути Парати-Мирим стали уже забываться, и возникло странное ощущение. Казалось что люди просто где-то замерли, и если начнём их искать, то можем и встретить, но неподвижных, или передвигающихся в сотни раз медленнее чем обычно...

Но через часок произошло нечто вполне нормальное.

В низовьях разделяющей пляж на две части речки вдруг завёлся лодочный мотор.  Два местных парнях сели в лодку и отправились на другой берег, на совершенно нормальной скорости. Так что мир пока не сосем заторможен.

Мы пока не спешим переходить устье речки чтобы внедриться в мангровые заросли для наблюдения тамошних крабов. Тем более что и на нашем берегу вдруг объявился очень интересный представитель фауны.

Это была цапля невиданного нами ранее цвета - синего с зеленоватым отливом.

Температура воды была не по-зимнему бархатной, а прозрачность на привычном уровне. Можно было разглядеть не только рыбёшек на мелководье, но и рыбок покрупнее чуть дальше от берега. Да и из воды они выпрыгивали нередко.

Радужные эффекты на краях тоненьких облачков дополняли чудесную картину.

И всё же в тот день не только мы двое этим всем полюбовались, как минимум ещё пять человек поучаствовали в безоружной реконкисте пляжа Парати-Мирим. Сначала появился один парень с баночкой пива в руке. Он подошёл к стопкам пластиковой мебели закрытого до лучших дней бара, вытащил себе один стол и один стул, и уселся с комфортом глядя на океанский горизонт. Потом пришла компания из трёх девушек, которые трёхлучевой звездой разлеглись на песке уже поближе к нам - чтобы не только позагорать, но и поболтать как следует. И уже ближе к концу дня под деревьями в начале пляжа пристроился ещё один посетитель, самый подготовленный. У  него были с собой и гамак, и термическая коробка с выпивкой-закуской, так что он завис там капитально.

Ну а мы как только снова почувствовали голод то снова направились к своим припасам хранившимся в багажнике машины.  Хотя уже и начинался отлив, лагуна на кратчайшем пути к тенистой парковке всё ещё не очень нас привлекала.

Но при попытке оценить её проходимость мы вышли на внутренний край песчаной полосы, и тут уж рассмотрели как следует ту табличку что маячила вдали ещё при первом приближении к лагуне - со стороны церквушки.

Текст был очень грозный, типа "посещение пляжей запрещено под угрозой каких-то наказаний", но потом выяснилось что это уже неактуально. По возвращении домой мы "прогуглили" этот самый муниципальный декрет г. Парати № 048/2020 и оказалось что он действовал с 11-го по 31-е мая, т.е. к тому моменту прошло уже более полутора суток с тех пор как oн выдохся. При этом отметим что оный декрет являл собой в основном временный откат в начавшемся 1-го мая процессе поэтапного восстановления работы торговых точек. Но до кучи он ещё и пытался запретить посещение муниципалитета Парати даже владельцами расположенных там домов и квартир, только непонятно какими механизмами можно было обеспечить их идентификацию как "не местных жителей". Короче говоря, ещё один образчик административного угара в эпоху коронабесия.

Ну а мы опять направляемся к пирсу, надо же и им полюбоваться.

Очень спокойная гладь залива в этом его уголке прикрытым и соседним мысом и цепочкой островов в горловине.

С севера уже появились серьёзные облака, и от этого стало ещё красивее.

Ну а уж оттенки воды у застроенного дачами берега там всегда какие-то особые.

Возвращаясь по этой дорожке к своей эксклюзивной, но неохраняемой парковке, мы увидели с полдюжины машин кое-как пристроенных по её краям, в не вполне подходящих для этого местах. Причём некоторые из них выглядели уже немного забытыми, а на стекле одной из них (с номером Сан-Паулу) было приклеено извещение о штрафе датированное 7-м апреля, т.е. уже почти двухмесячной давности.

Понятно что в этот июньский вторник и всего на второй день после 11-недельной блокады мы и не ожидали увидеть Парати-Мирим таким оживлённым как он запомнился январским воскресеньем 2019-го:

Но всё же трудно понять какой из сдерживающих факторов больше других поучаствовал в создании такого опустошительного эффекта - зимний сезон, рабочий день или последствия административного коронабесия.

Но совокупности пока выходит вот так. Но мы ещё сюда вернёмся и посмотрим как оно будет дальше.

А пока, после нового приема пищи, едем дальше: сначала к BR-101, а по ней уже в сторону границы штата Сан-Паулу, после которой мы оказались уже в Убатубе. Причём где-то там на пограничной высотке начался мелкий дождик, но вскоре он утих, и мы заехали на пляж Ubatumirim. Это всего 2 км от шоссе, и никаких препятствий к его посещению не наблюдалось. Ещё через полчасика едем дальше, и когда проезжали вдоль живописного пляжа Vermelha do Norte, то прямо с шоссе было хорошо видно открытый въезд на его парковки, несколько машин и горстку гуляющих по песку людей. Т.е. фактически все пляжные запреты в Убатубе были сняты, но желающих этим воспользоваться в тот час почти не проявлялось. Дорожное движение по пути к главному въезду в Убатубу было почти никаким. Потом при проезде северной окраины города вполне обычным для этой зоны, а на SP-171 снова очень малой интенсивности. Никаких блокпостов за весь день не встретилось, причём это относится и к движению в противоположном направлении.

Ну вот и весь репортаж о первой разведки нашего ближнего побережья Атлантики после снятия запретов на проезд по ведущим к нему дорогам.

Фото автора
Последнее обновление: 10.06.2020

...визитная карточка Paraty RJ

...список Лучшая сотня из бразильского путеводителя

...список Экотуризм: заповедники, водопады, пещеры, треккинг