среда, 12 мая 2021 г.

Проект кооперативного чартера

В развитие темы Авиасообщение Россия - Бразилия в эпоху коронаперестройки и в соответствии с духом времени предлагаю обсудить и такой вариант. Этот замысел навеян как опытом "вывозных рейсов", состоявшихся в самой критической фазе этой самой коронаперестройки (апрель-май-июнь 2020-го) и снова востребованных в наши дни (конкретно из Турции и из Танзании), так и успешным развитием кооперативных форм использования автобусного транспорта дальнего сообщения, типа системы "Buser". Для начала сформулирую его в предельно конкретной форме, а в случае успешного продвижения можно будет и обобщать.

Итак, начальные условия, подробно описанные в сообщении по ссылке выше, сводятся к следующему: прямых авиарейсов между двумя странами давно нет, а система полётов с пересадками почти полностью разрушена с марта 2020-го года и перспектива восстановления её до более-менее приемлемого состояния пока не просматривается. При этом людей, которым хочется (и-или нужно) периодически перемещаться из России в Бразилию и обратно или из Бразилии в Россию и обратно, за последние десятилетия стало намного больше, чем прежде. Это и смешанные семьи (родственники которых живут и там, и там), и люди, проживающие в другой стране по много лет, и, наконец, просто любители самостоятельных путешествий, однажды открывшие для себя вторую большую страну и желающие системно развивать это знакомство. 

Вот им то и может быть интересен такой вариант: взять и организовать для начала хотя бы один круг гуманитарно-туристического обмена по следующей формуле:
- мини-цепочка из двух чартерных рейсов с промежутком примерно в три недели (возможны варианты от двух до четырёх недель);
- сначала самолёт везёт тех, кто улетает на время: резидентов России в Бразилию и наоборот;
- во втором возвращает их обратно, снова с полной загрузкой в обе стороны (предполагаемый период: июль 2022 г.);

Сразу оговорюсь, что хотя сторонники и организаторы  "пакетного" (чисто пляжного или не только) туризма не рассматриваются как приоритетная публика этого проекта, их участие в нём тоже было бы позитивным. 

Минимальное количество участников определим, исходя из характеристик воздушных судов, которые могут  быть  задействованы, а для этого сначала рассмотрим 

Возможные маршруты 
между крупными воздушными узлами и самостоятельно значимыми направлениями двух стран. Самый короткий из таковых это Санкт-Петербург LED - Форталеза FOR: 9203 км, что соответствует 11ч19м минимального полётного времени.


При замене Форталезы на более привлекательный и лучше связанный с остальной Бразилией и с соседними странами Ресифи REC имеем 9442 км и 11ч36м, а на столичный узел Бразилиа BSB -  10871 км и 13ч17м. Московский авиаузел. вместо Санкт-Петербурга, это тоже не критическое удлинение: плюс порядка 300 км и 20 минут по каждому из вариантов, например, до Ресифи REC выйдет 9653 км и 11ч53м (расчёт из "Москвы-Домодедово" DME). И даже, если вспомнить о маршруте Москва DME - Рио-де-Жанейро GIG, которым когда-то летала авиакомпания "Трансаэро" (11528 км и 14ч03м), то он тоже короче, чем основной отрезок нынешнего пересадочного пути через столицу Катара: только Доха DOH - Сан-Паулу GRU это как минимум 11858 км и 14ч27м, а ещё нужно добавить 8-9 часов в совокупности на пересадку и на второе плечо.

Самолёты и их вместимость - 1: беспосадочный рейс

Таким образом, для беспосадочного рейса нужна практическая дальность как минимум 10 тыс. км., а её имеют почти все широкофюзеляжные самолёты, находящиеся сейчас в эксплуатации. Но большинство из них летает под флагом крупных авиакомпаний по регулярным рейсам и имеет 2-3-классную компоновку салона, что существенно снижает вместимость и экономичность в расчёте на одного пассажира. Однако у авиакомпаний, специализирующихся на курортных чартерах, есть таковые и в варианте экономкласса (100% или за исключением одного ряда). Например, у российской "AZUR Air", выполнявшей в прошлом году те самые "вывозные рейсы" из Южной Америки.
И тогда был задействован более вместительный самолет (531 пасс.) B777-300ER, практическая дальность которого покрывает все рассмотренные выше варианта маршрута, и не только. Но сейчас нам будет целесообразнее ориентироваться на B767-300, вмещающий до 336 пассажиров, и он тоже пригоден для полётов между Москвой или Петербургом с одной стороны и Ресифи или Форталезой с другой. Из Петербурга самолёт мог бы лететь и до Бразилиа тоже, но едва ли нам понадобится именно такой вариант маршрута. 

Примем пока Москва - Ресифи, как рабочий вариант и задумаемся о загрузке воздушного судна: а если наберётся не за три сотни желающих на каждый из кругов туда-обратно, а где-то раза в два меньше? Тогда стоит посмотреть технические характеристики и более компактных лайнеров, типа тех, что обычно возят нас по внутренним авиалиниям.


Самолёты и их вместимость - 2: минимальный вариант 

На узкофюзеляжном самолёте (с одним проходом) лететь по выбранному нами маршруту придётся как минимум с одной промежуточной посадкой. Примем этот параметр и как максимальное количество и поищем место для такой технической (дозаправка и пр.) посадки поближе к середине пути. Самые подходящие места это аэропорт CMN города Касабланка (Марокко)  или один из международных аэропортов Канарских островов. Остановимся на первом из них, по двум причинам: 1) этот аэропорт нам уже знаком по полётам с пересадкой там между рейсами авиакомпании "Royal Air Maroc"; 2) российская "С7" уже снова летает туда из Москвы ("Домодедово" DME), с частотой раз в неделю. Так что одно плечо такого двухэтапного маршрута освоено и остаётся развить этот успех и на второе:


Машина там используется вот такая (https://www.s7.ru/ru/):

От Касабланки до Ресифи 5427 км (7 часов полёта), а до Форталезы немного  меньше, так что вроде бы годится. Но, на самом деле, для пересечения океана нужен несколько больший запас, а также соответствуюший допуск. Флот этой авиакомпании включает ещё несколько типов узкофюзеляжных самолётов, но почти у всех дальность поменьше. А побольше только у двух самых новых: А320neo и А321neo, но по тем же причинам эти варианты тоже не проходят. 

Вероятно, из узкофюзеляжных самолётов для такой линии подойдёт только В757: этот тип эксплуатируется или эксплуатировался на нескольких маршрутах между африканскими странами и Бразилией. И такие самолёты есть у той же "AZUR Air":


Вместимость 238 пассажиров, что всего лишь на 29% меньше чем нужно набрать для беспосадочного полёта. С учётом дополнительных расходов на организацию и осуществление  помежуточной посадки, такой вариант представляется менее привлекательным.


Заключение

Необходимо формирование "потребительского кооператива" для возобновления прямого пассажирского авиасообщения между Россией и Бразилией. В первое время только в "пульсирующем режиме" и начать его ориентировочно в июле 2022 г. с пары прямых чартерных рейсов, предположительно по маршруту Москва DME - Ресифи REC.


Примечание: аэропорты отправления и назначения могут быть заменены на более подходящие, согласно обстановке.


Первый шаг:

Разработка формуляров опроса, на русском и на португальском языках каждый, для сбора информации от максимального количества потенциальных участников полётов по маршрутам 
Бразилия - Россия - Бразилия https://forms.gle/oJkyDLmXjyqJYTQw8
и Россия - Бразилия - Россия https://forms.gle/SzgVEPeWFLesdw248


Дальнейшие действия:

Распространение этого опроса с помощью землячеств, входящих в КСОРСБ и по другим каналам, включая группы бразильских землячеств в России в соцсетях
 
Обработка данных и уточнение ориентировочных дат полётов (основных и резервных). При достижении необходимого количества заинтересованных направить запросы конкретным авиакомпаниям и-или туроператорам.
-------

Прошу высказывать свои замечания и предложения в комментариях к этому сообщению или по эл. почте: vpastouk@gmail.com

-------

Дополнительная информация:
Аэропорт Recife (REC)
город Ресифи 
город Олинда



Последнее обновление: 17.05.2021


******************


Два месяца спустя эта история получила вот такое продолжение. 16-го июля Федеральное Агентство Воздушных Сообщений РФ выпустила очередное обновление своего документа Допуск перевозчиков к выполнению международных перевозок , в самом начале которого видим:


Приятно что разрешение получила та самая авиакомпания, что мы выше выделили как кандидата номер один. При этом сразу по четырём маршрутам, хотя и все они завязаны на Рио (как и былые рейсы "ТРАНСАЭРО"). Но "такова селява" большинства российских туроператоров отождествляющих страну Бразилия именно с этим городом, и это вовсе не беда - лишь бы что-то заработало в реальности. .

Удачи потенциальному эксплуатанту новых маршрутов!

Добавлено: 19.07.2021


4 комментария:

Unknown комментирует...

Нужно так же учитывать перелёт в Форталезу местными авиалиниями. Форталеза не является пересадочным узлом. Лететь туда неудобно и дорого. Это может значительно снизить привлекательность предлагаемого маршрута. Я лично сильно сомневаюсь,что выбрал бы этот вариант. Сан Пауло или Рио крупные хабы куда можно легко добраться без пересадок.

Viktor Pastoukhov комментирует...

Спасибо за комментарий!

Форталеза действительно так себе узел, сейчас примерно как Рио-де-Жанейро GIG. А вот Ресифи куда серьёзнее, на уровне Бразилиа. И по интенсивости полётов они уступают только Сан-Паулу GRU и Кампинасу VCP. Которые лично мне тоже были бы намного удобнее, и думаю что регулярное сообщение когда-нибудь снова установится именно в этот регион. Но моя рекомендация Ресифи для начального этапа восстановления воздушного моста связана с тем, что:
1) туда лететь поближе (что тоже снижает стоимость), и можно задействовать не самые большие самолёты
2) кому потом нужно будет лететь дальше - пожалуйста, как раз на разницу в цене и во времени
3) зато никому не придётся пролетать над местом назначения, а потом туда возвращаться и нести дополнительне расходы
4) туроператоры уже накатывали туда чартерные цепочки не хуже чем в Рио, а по нынешним временам относительная привлекательность тамошних направлений только повысилась
5) в общий период отпусков с наименьшими контрастами температур (июль) пляжи Северо-Востока намного надёжнее

Lira комментирует...

Recife would be the place for this flight, considering distance and conection options after Recife. Since 2016 AZUL AIRLINES has established a HUB in Recife connecting the city to the main airports of brazil five times a day!!! A passenger from Russia lands in Recife and quickly takes a connecting flight to Rio, São Paulo, Fortaleza, Manaus and 36 cities more!!! In spite of this pandemic, Recife Airport's passenger movement has been quite intense. If you see the first 8 months of this year, Recife ranked fifth place among the biggest airports in Brazil!! ( https://www.gov.br/anac/pt-br/assun...e-aereo/consulta-interativa/demanda-e-oferta) In this map of routes by Azul you can easily see the importance of Recife comparing to the other cities: https://www.voeazul.com.br/conheca-a-azul/mapa-rotas
Besides its airport, Recife is a very important national logistic center and after São Paulo Recife is the city that influences more cities and their population: More than 23 million people according to REGIC 2018 (https://pt.wikipedia.org/wiki/Hierarquia_urbana_do_Brasil). So the best option for this flight in Brazil is Recife!!!

Viktor Pastoukhov комментирует...

А вот уже и конкретные планы по открытию рейса Москва - Рио с 01.12.21, и сразу с предельной частотой предусмотренной разрешением от 16-го июля: дважды в неделю. https://www.malls.ru/rus/news/-rossiya-vozobnovlyaet-aviasoobshchenie-eshche-s-5-stranami.shtml