вторник, 4 июня 2013 г.

Minaçu GO - Большой Карьер и его экоокрестности

Minaçu GO
Координаты
Портал Минасу, с хорошей дозой туристической информации
Минасу на Wikipedia
Минасу на Facebook


Население 32 тыс. чел., высота 350 м. Название города состоит из двух слов, и главное из них португальское "Mina", с основным значением "месторождение". Употребляется оно и по отношению к разработкам этих месторождений, как закрытым способом (шахта), так и открытым (карьер). Иногда понимается и в третьем смысле, а то и в четвёртом (буквально, по военному - мина), но здесь это уже не при чём. Название городу дало именно месторождение, которое начали разрабатывать открытым способом, т.е. теперь уже карьер. А вторая часть названия, "Açu", означает просто-напросто "большой", "огромный", и заимствовано из языка индейцев tupi, просто для благозвучия. Полезные ископаемые здесь были разведаны в середине 20-го века, возникший посёлок получил статус самостоятельного города в 1976-м году. Находится на севере штата Гойяс, у его границы с отделившимся в 70-е годы Токантинс, и примерно в 500 км от городов Гойяния (столицы штата) и федеральной столицы Бразилиа. Уже стал крупнейшим центром большой и быстро развивающейся территории, до ближайшего более крупного города 240 км. Причём это как раз Уруасу, от которого и произошло отделение, и в нём тоже всего 33 тыс.

Карьер действительно очень большой, вернее это пара больших карьеров, в также отвалы извлечённых из них пород, которые не перестают расти. Весь этот комплекс все ещё занимает не меньшую площадь, чем сам город, прилегающий к нему с востока. Классический случай "градобразующего предприятия"? Да ещё и обречённого на вымирание в случае истощения запасов полезных ископаемых или падения спроса на такую продукцию? Уже нет. Хотя производимые компанией SAMA волокна из хризотил-асбеста (они широко применяются в разнообразных строительных материалоах) и объявлены канцерогенами, наряду с действительно опасными видами асбеста, и их применение сдерживается этой кампанией, являющейся во многом формой пропаганды производителей других волокон, город уже стал более чем придатком к карьеру. Поблизости выросли две солидные ГЭС, развивается сельское хозяйство, а природоохранные территории привлекают всё больше туристов. Да и сама SAMA, в штате которой сейчас состоит не больше 5% населения города, всё больше занимается разработкой альтернативной продукции - волокон растительного происхождения. Но даже если и произойдут большие структурные изменения в экономике города, облик его на долгие годы останется прежним.



А смотрится он сейчас как тихое местечко с малоэтажной застройкой, между водами одного из новых водохранилищ и старательно озеленяемой искусственной горой.



Эта гора ещё лучше видна вблизи, с широких улиц города, ведущих прямо к ней. В архитектурном облике города примечательны только его чёткая прямоугольная планировка и эта самая ширина улиц, на которых можно увидеть непропорционально большое количество супераркетов и магазинов сельхозпринадлежностей (они работают также и на всё большее количество хуторян оргомного региона).



Главная церковь города, как и положено, самая большая и находится в самом центре. В других частях города есть ещё несколько подобных, все регулярно получают своё порцию краски, и уход за прилегаюшими сквериками тоже достойный.

В город ведёт одна единственная асфальтированная дорога, GO-241, являющаяся восточным ответвлением от федеральной BR-153 Transbrasiliana (основной магистрали север - юг, известной также как "Белен - Бразилиа")



На въезде город есть чёткая развилка: направо его жилые и торговые кварталы, налево - к карьерам.



С левой стороны, между этой подъездной-разделительной дорогой и производственной территорией, умещается ещё и утопающий в зелени посёлок работников предприятия, с полнофоратной сферой услуг, и всеми признаками победившего то ли коммунизма, то ли очень развитого социализма: просторные одноэтажные дома в тени фруктовых и прочих деревьев, летающие повсюду туканы и попугаи (верный признак экологического благополучия), бесплатные 25-метровые бассейны, сауны и тренажёрные залы...




Но источник финансирования этой хорошей жизни хорошо виден даже с главной площади - отвал продолжает тянуться ввысь и тут же маскироваться под обычную лесистую горку.



Общедоступня же зона отдыха выросла на другой стороне города, восточной, после того как к ней подступили воды водохранилища Cana Brava на реке Tocantins. Этот искусственный "солнечный пляж" привлекает всё больше туристов и из мегаполисов региона Центро-Запад, переезжающих сюда на выходные со своими трейлерами, палатками, лодками...





Чистая прозрачная вода, отсутствие опасных рыб и аллигаторов, и наоборот, присутствие дешёвой вкусной рыбы в прибрежных закусочных - условия для отдыха на природе полноценные.



Ну а ГЭС Cana Brava находится в десятке километров к северу, и туда ведёт одно из трёх локальных ответвлений асфальтовой дорожной цивилизации. Несмторя на скромные размеры сооружения и затопленной территории, её мощность (650 МВт) эквивелентна четверти Жигулёвской ГЭС на Волге, бывшей крупнейшей в мире на момент её постройки.



Там, ещё ниже по течению реки Токантинс, начинается настоящий рай для рыбаков и любителей подводной охоты.

Более известно другое водохранилище в верховьях этой реки, Serra da Mesa, оно в основном неширокое, хотя местами и достигает 10 км, но очень разветвлённое, и именно этим объясняется сложность доступа в Минасу с юга.



Именно с южной стороны, поближе к большим городам, началось туристическое освоение этого нового большого озера (общая площадь 1754 кв.км, средняя глубина 50 м), а эти северные берега оберегаются заповедниками и индейскими резервациями.



Но само предприятие энергетической отрасли, а по мощности оно почти вдвое превышает Кана Врава - 1275 МВт, тоже находится на территории Минасу, в 40 км от центра. И к ней ведёт второй асфальтовый тупичок местной дорожной системы.



Вот так виден с него сам город, в окружении озера Кана Брава.



Третья недлинная полоса асфальта, километров двадцать тянется на север, к границе со штатом Токантинс. Но доходит она пока только до отдалённого района самого Минасу, около моста через эту речку Кана Брава ("Злой Тростник", она впадает в Токантинс чуть ниже ГЭС своего имени).



Дорога эта идёт по красивой местности, вокруг уже появилось несколько крупных хозяйств.


Г
овядины в регионе производится всё больше, что и демонстрируют удивительно низкие цены даже на самую высокосортную вырезку в местных магазинах.



После моста дорога уже грунтовая, и дожди могут иногда серьёзно затруднять продвижение. Но сельское хозяйство прямо так сразу там не затухает, совсем наоборот. И даже есть регулярное автобусное сообщение с небольшими городами, находящимися в сотнях километров от этого места.



А вот так выглядела в 2013-м GO-132 ведущая на запад, уже на выходе из города .



Она обещает многое: и водопады местного значения, и доступ в нацпарк Шапада дос Веадэйрос, природный Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, и более короткий путь в Бразилиа. Но реально дорога былат проезжей насквозь и на обычной машине только после одной-двух недель сухой погоды, в других случаях она подвержена разливу перебегающих прямо поверх полотна ручьев. Пока ее не приведут к полноценному стандарту, надёжный путь к столицам лежит через восточный крюк, и длиннее раза в полтора.



Там и ходят комфортабельные автобусы двух компаний, связывающие Минасу с Гойяния и с Бразилиа (есть по одному ночному и одному дневному рейсу, ехать около 8 часов). А автобусный терминал Минасу построен явно на вырост.

Есть уже в городе и аэропорт и даже регулярное воздушное сообщение с Бразилиа, пока только трижды в неделю и несуразно дорого, но дело это перспективное.

Такой вот бурно развивающийся глухой уголок почти что в самом географическом центре страны Бразилия, похоже что не без будущего.

Фото автора.
Последнее обновление: 14.08.2013


...список Экотуризм: заповедники, водопады, пещеры, треккинг

Комментариев нет: