воскресенье, 4 марта 2012 г.

В дождливом сердце мегаполиса

São Paulo SP

Рассказ о Сан-Паулу в общих чертах был начат вот здесь: «Сампа», великий и ужасный. Продолжим его теперь более конкретно, в форме однодневной экскурсии для «понаехавших» из провинции, прямо посреди рабочей недели. Аргументы за такой наезд, именно в рабочий день, могут найтись разные. Например, чтобы подняться на бесплатную смотровую площадку высотного здания Altino Arantes (“Banespa”) или побывать на знаменитом Муниципальном Рынке в его самый типичный день, или чтобы попасть в крупнейшую картинную галерею Южной Америки MASP в тот день, когда она закрывается позже всего (среда), или...

Будем иметь в виду список главных достопримечательностей города с точки зрения самих бразильцев, а особенно ту его часть, которая входит в национальный список достопримечательностей 5*****. Из 32-х бразильских хитов этой категории в Сан-Паулу целых 6, это максимальная концентрация. Шестёрка состоит из одного парка и пяти музеев, среди которых два перворазрядных художественных, имеющих мировое значение. Другая тройка самых известных музеев (португальского языка, футбола и образовательный) имеет более локальное значение, поэтому построим наш маршрут с опорой именно на художественные.

Начать его удобнее на станции Luz, где пересекается наибольшее количество линий интегрированной системы метро http://www.metro.sp.gov.br/ и городских-пригородных электричек http://www.cptm.sp.gov.br/ . И от самого большого автовокзала Тиете сюда всего лишь 3 станции по «синей» линии метро, как показывает опыт, их можно быстренько пройти и пешком.



Главным ориентиром и украшением здесь является основательно отреставрированное здание ж.д. вокзала Luz ("Свет"). Вокзал этот сквозной и несколько лет назад пути и прочие железнодорожные сооружения ушли под землю, освободив наземные сооружения под культурные нужды, основную часть их сейчас занимает Музей Португальского Языка.

К слову, в тылу этого вокзала располагается придаточный, уже тупиковой схемы. И часть вокзальных сооружений там тоже переделана, дав место крупнейшему концертному залу Латинской Америки, с великолепной акустикой - ESTAÇÃO JÚLIO PRESTES - SALA S.P. (достопримечательность 4****, согласно упомянутому выше списку)

Обозначим это место номером 1 на вырезке из Google Maps:


Не стоит забывать, что одно из самых популярных прозвищ Сан-Паулу это “terra da garoa”, что примерно означает «местность мелкого дождика». Точнее, очень мелкого, как будто выпущенного из пульверизатора. В среднем в году там бывает немало дней именно с таким дождиком, но бывают и дожди посильнее, чаще всего летом. Бывают и солнечные дни, но не так часто, и именно особенности рельефа, облегчающие проникновение облачности с побережья, и способствовали формированию здешнего микроклимата, определившему лучшее место для проникновения португальских экспедиций в побережья Атлантики вглубь континента.

Вот и в эту январскую среду было вовсе не солнечно, а облачно, при этом скорее дождливо, чем сухо. Пока дождь не разошёлся всерьёз, можно прогуляться по густо-зелёному парку Luz, в котором ждут несколько природных и исторических сюрпризов.


Например, вот этот вот памятник Джузеппе Гарибальди.


Дождь пошёл сильнее?


Значит пора в Пинакотеку штата Сан-Паулу, здание которой занимает целый угол парка.

После продолжительной экскурсии внутри здания - снова на улицу.


Погода выглядит немного более дружелюбно, но всё ещё неустойчива. На этот раз пойдём в направлении муниципального рынка, для чего нужно пересечь по пешеходному мостику одну из главных магистралей города – Avenida Tiradentes.


Это вид в сторону сквозной магистрали вдоль реки Тиете и автовокзала Тиете, на который мы прибыли утром. На правой стороне видны старинные сооружения Музея Религиозного Искусства (4****).


А это вид в сторону центра, выделяется белый шпиль высотки “Banespa”.

Несколько минут похода по оживлённым торговым улицам, поражающим узкой специализацией каждого квартала, и вот уже солидное здание Муниципального рынка (тоже 4****, номер 2 на карте).


Оно было построено в 1928-1933 годах и с тех пор стало уже культовым местом не только для жителей Сан-Паулу, но и для гостей города. После реформы 2004-го года, собственно рыночных прилавков уже не осталось.


Появилась «верхняя палуба» с цепочкой ресторанов, предлагающих разнообразные блюда, а в первую очередь традиционный супер-бутерброд с колбасой, сыром и зеленью.


С этой палубы хорошо видна суета торговых рядов главного уровня рынка.



Там теперь обустроились специализированные магазины разного профиля, а также небольшие закусочные, где можно что-то употребить прямо у стойки или у "стоячих" столиков.

Для того, чтобы как следует разобраться в специализациях таких торговых точек, нужно покрепче пропитаться местным колоритом.


Например, вот тут справа – разнообразные колбасы, ничего особенного, по европейским меркам. А слева… Огромный выбор несуразно засоленной трески, нигде в мире больше этого не увидишь. При всём мясном великолепии бразильской кухни, сохраняется традиция приготовления рыбы именно таким способам, как это делали первые португальские колонисты. Задолго до появления морозильной техники, они привозили с собой из Северной Атлантики основательно просоленную рыбу для долгого хранения и последующего употребления в своих походах по освоению южных территорий. И сейчас этот культовый продукт поступает из тех же мест, он импортируется в основном из Португалии или из Норвегии, продаётся в «развёрнутом» виде и требует многодневного вымачивание перед приготовлением традиционного блюда «треска в овощах».

Есть там и другие узкоспециализированные магазины с красиво разложенными и развешенными продуктами: свежая рыба и прочие морепродукты; говяжья вырезка десятков сортов; свинина; сыры и колбасы; приправы...


Как же можно эту выставку-продажу пищи относить к сердцу города, а не к его желудку? Мне показалось, что всё там очень сердечно. И приём пищи и покупки продуктов происходят в духе какого-то культа, всё это выглядит сейчас музеем о жизни центра города в старые времена. Общий же объём продаваемых в этом здании продуктов и поедаемых там блюд составляет ничтожную долю в суточном обороте нынешнего Сан-Паулу, а звание его желудка уже закрепилось за за некоторыми другими районами. Там огромные территории занята кварталами специализированных продуктовых магазинов и ресторанов различного типа. Нужно добавить ещё и оптовый рынок CEASA, через который ежедневно проходят невообразимые количества зелени, овощей и фруктов.


Выходим из здания рынка и продолжаем движение к нулевой отметке города. Вокруг нас невыразительные в архитектурном смысле, но очень оживлённые торговые кварталы.


Над ними возвышается всё тоже здание со шпилем, до приватизации принадлежавшее госбанку штата Сан-Паулу и с тех пор известное под его именем - Banespa. Если погода благоприятна, и ещё есть время до его закрытия (15 ч.), то стоит подняться на смотровую площадку этого сооружения (номер 5 на карте). В таком случае, потом напрашивается продолжение экскурсии в сторону монастыря Сан-Бенту (номер 6), Муниципального Театра (номер 7) и Площади Республики (номер 8).

Но погода хмурится, время потрачено как в утренних пробках на въезде в город, так и в особо уютной в такой день Пинакотеке, поэтому сейчас мы пойдём немного другим путём. Только чуть-чуть заденем огромную пешеходную зону центра города, с ещё большим, чем вокруг рынка, скоплением магазинов и покупателей.


На этом самом краешке торгового эпицентра есть электронное табло с быстро изменяющимися цифрами, оно в режиме реального времени демонстрирует астрономические налоговые достижения бразильской казны. Тут же рядом – передвижная база военизированной полиции. Нужно отдать должное – обстановка тут мирная, засилья подозрительных элементов не наблюдается.

Поднимаемся в сторону центральной площади города, но сначала поворачиваем не к ней, а немного левее. И попадаем на незаслуженно мало посещаемое гостями Сан-Паулу место (номер 3 на карте выше), откуда когда-то начиналась история этого огромного города - Pateo do Collegio .


В этом здании теперь находится музей его основателей.


Дата – 1554-й год, это один из старейших городов страны. И самый старый из не портовых.


На площади перед музеем есть солидный памятник, другие здания тоже выглядит достойно, как например вот это, занимаемое министерством юстиции штата Сан-Паулу.


В другую сторону виден всё тот же счётчик налогов, а над всеми многоэтажками центра возвышается всё то же здание Banespa.


Через пару кварталов выходим уже на площадь Се и видим знаменитый гранитный собор (номер 4 на карте, 4****).


Когда-то отсюда отправлялись экспедиции для освоения территорий, ставших теперь соседними штатами страны.


А сейчас перед собором находится самая оживлённая площадь города. Под ней – не менее оживлённая станция метро, на пересечении двух самых длинных и традиционных его линий, север-юг и восток-запад.

После посещения собора попадаем под более убедительный дождик. Значит, пора спускаться в метро и ехать на Авенида Паулиста, к самому известному музею города, по совместительству – лучшей картинной галерее Латинской Америки.


Путь недолгий, хоть и с пересадкой. Вот он, МАСП, в известном здании Оскара Нимайера. Творчество знаменитого архитектора неоднозначно, кому-то его строения кажутся очень красивыми, а кому-то безобразными. Но в этом объекте, находящемся в очень практичном Сан-Паулу, целью было создание наилучших условий для ценной экспозиции, поэтому и соответствующее архитектурное решение – здание на бетонных колоннах, без контакта стен и грунта. Нужно отметить, что там размещается только постоянная коллекция, а вспомогательные помещения и огромный двухярусный зал для временных выставок расположены ниже уровня Avenida Pasulista, которая проходит по самому хребту этой части города. Их окна смотрят на поперечные улицы и соседние кварталы, спускающиеся в сторону центра города. Комплекс этого сооружения и его содержимого уверенно оправдывает отмеченный в путеводителе 5*****.

В тот день (среда) музей работал до 20 час., поэтому мы успели не только посмотреть знаменитые полотна, но и как следует познакомиться с выставкой древнеримских скульптур и других реликвий из итальянских музеев.


Вечерняя Авенида Паулиста (4****) встретила зажигающимися огнями и вовсе не летней температурой – после дождя она опустилась до +17+18С, и это в разгар января на Южном Тропике. Можно не спешить обратно в метро, а пройтись метров 700-800 до следующей станции.


Проходим мимо знаменитого здания-пирамиды, где гнездятся очень влиятельные организации промышленников штата.


Монументальные киоски печатной продукции продолжают зазывать своими витринами.


Нумерация домов тут соответствует координатам от начала улицы, в метрах.


Неотъемлемой частью местной архитектуры являются вертолётные площадки на крышах зданий, Сан-Паулу второй город в мире по использованию этого вида транспорта (после Нью-Йорка).


Ещё пара вечерних картинок.



И сегодняшняя прогулка окончена, отправляемся на автовокзал, до новых встреч, Город Святого Павла! Сюда стоит не раз ещё вернуться, в том числе и в выходные. Парки, монументы, нескончаемые музеи, театры и многое другое привлекают в этот город снова и снова.

Фото автора.
Последнее обновление: 03.09.2013

...визитная карточка São Paulo SP
...список Лучшая сотня из бразильского путеводителя
...список Мегаполисы, столицы, крупные города
...cтраница "ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ"


1 комментарий:

Trudoden комментирует...

Спасибо за обзор!
Очень познавательно.
Копан (жилой дом) жалко не попал в кадр.
Всю жизнь мечтал посетить это здание.
Интересно можно там арендовать жилье на недельку?
С уважением