Спецприложение к обзору Авиаразруха-2020 и новый мировой порядок в гражданской авиации - для тех кто интересуется авиаперелётами именно между этими двумя странами
(в любую сторону или в обе стороны в любом порядке).
1. Небольшой исторический экскурс
Прежде чем приступить к анализу нынешнего состояния воздушных путей и тропинок
в этом небольшом секторе международных воздушных линий странами нужно
вспомнить каковы они были до начала всепланетной перестройки под флагом
COVID-19.
Наша собственная история авиаперелётов Россия - Бразилия и, соответственно,
Бразилия - Россия началась в 1992-м году, так что будем считать что прежде
таких перелётов практически и не было. А в начале 90-х годов кое-кто уже
летал, и были доступны несколько путей (не более 3-4-х) с пересадками в
крупнейших авиаузлах Западной Европы, при частоте сообщения 3-4 раза в неделю
по каждому и ценах, как правило, в диапазоне 2-3 тысяч долларов США и выше.
В 1993-м году появились прямые (но с технически необходимыми промежуточными
посадками) рейсы "Аэрофлота", просуществовавшие до 2000-го года. Это был
"переходный Аэрофлот" - уже не МГА СССР, но ещё и не нынешняя авиакомпания
состоящая в альянсе SkyTeam. Он летал на Ил-96 один раз в неделю, а при увеличении спроса и целых два
раза. Отправлялся, как и положено всем "Аэрофлотам", из аэропорта
"Шереметьево" SVO, и летел в Сан-Паулу GRU, а на обратном пути делал ещё и
промежуточную посадку в Рио-де-Жанейро GIG. Во всяком случае, так это обычно
воспринималось пассажирами. А для экипажей конечным пунктом был именно Город
Остапа Бендера, в котором они и сменялись, с правом на почти недельный (а если
не повезёт, то на 2-3-дневный) отдых на пляже Копакабана перед обратным
перелётом. Промежуточных посадок в прочих странах в разные годы бывало от
одной до трёх: на Острове Зелёного Мыса (SID) обязательно, а поначалу
также и в Ларнаке LCA (греческая часть Кипра). Потом появилась ещё и посадка в
Тунисе TUN, после чего исчезла кипрская, но доводилось обходиться и без обоих
этих опционов. Леталось довольно муторно, и время в пути по расписанию
зашкальное, и частые задержки сверх того, но цены снизились до тысячи долларов
и ниже.
После завершения метаморфозы "Аэрофлота" в нынешнюю пёструю бабочку
западноевропейского образца такие линии стали ей в обузу, а вступление в
альянс позволило перебросить данную струйку пассажиропотока на крылья
партнёров, конкретно Air France - KLM уже в Западной Европе,
откуда через Атлантический Океан они летали почаще. В нынешнем тысячелетии
главными пересадочными пунктами этого маршрута стали Париж CDG и Амстердам
AMS, а после фактической покупки французами авиакомпании
Alitalia ещё и Милан MXP с последующей заменой на Рим FCO. При
этом большую часть ежедневных рейсов между Москвой (и СПб тоже) и упомянутыми
авиаузлами Франции, Нидерландов и Италии выполняла именно авиакомпания
"Аэрофлот", пересадки с рейсов которой на партнёрские стали вполне обычными,
как и пересадки между рейсами той же компании что летали через океан. Цены
остались на тоже же уровне что и в пору так называемых прямых рейсов.
Конкуренты тут тоже не дремали, и примерно по тем же ценам предлагали
ежедневные или около того пересадки в своих авиаузлах. Причём у
Iberia в Мадриде MAD тоже возник российский партнёр по альянсу - "С7", с
возможностью комбинированных билетов, а в последние годы пересадки через
Мадрид появились ещё и у Air Europa. Кроме этого достойно трудились British Airways с пересадочным
пунктом в Лондоне LHR, Lufthansa (Франкфурт FRA и Мюнхен MUC)
Swiss (Цюрих ZRH). А потом подключились ещё более экзотические
турки (Turkish Airlines, Стамбул IST), португальцы (TAP, Лиссабон LIS) и даже североафриканская
Royal Air Maroc (Касабланка CMN). Ну и совсем уже по боковой
дорожке, т.е. со значительно большим полётным временем, вдруг побежали ещё и
эмиратские шейхи из Дубай (DXB, Emirates), и Катара (DOH, Qatar), находящихся от Бразилии дальше чем Москва.
Итого набралась чёртова дюжина перевозчиков (уже не считая "Аэрофлота"), а
пересадочных аэропортов на единицу больше - 14. И большинство этих маршрутов
мы за минувшие годы испытали на себе, пересекая Атлантику по пути между
Россией и Бразилией на крыльях десятка авиакомпаний:
А театр посадочно-пересадочных операций при этом сложился вот такой:
Тёмно-синим отмечены 11 аэропортов использованных нами для пересадок: Лондон,
Париж, Амстердам, Франкфурт, Мюнхен, Цюрих, Милан, Рим, Мадрид, Стамбул и
Касабланка. А зелёным тройка других возможных, при этом в двух из них мы тоже
побывали (в Дубай даже с ночёвкой, а в Лиссабоне мельком), но по ходу других
маршрутов. Шесть аэропортов отправления-прибытия в России отмечены светло-синим,
а три места промежуточных посадок "Аэрофлота" 1990-х годов тёмно-серым (Тунис мы
в своих полётах как-то не зацепили, а два других помнятся очень хорошо).
Нужно добавить что в последние полтора десятилетия в парке нескольких
российских авиакомпаний появились самолёты с достаточной дальностью полёта, и
рейсы в Бразилию без промежуточных посадок стали возможны. Некоторые из них
даже пользовались этим для организации сезонных чартерных "цепочек" по пляжным
направлениям бразильского Северо-Востока, с частотой не более чем раз в
неделю. А первая частная авиакомпания России "Трансаэро" (светлая ей память)
свою цепочку из Москвы "Домодедово" в Рио-де-Жанейро GIG в начале 2011-го года
даже возводила в статус еженедельного регулярного рейса, правда тоже
сезонного, и на него продавались билеты всем желающим. Но нам или нашим
знакомым этим попользоваться не довелось.
2. Воздушная блокада в первый пик ковидиотизма
Пассажирское авиасообщение между двумя странами полностью прерывалось с 27
марта по 31 июля 2020-го года, в соответствии с постановлением Правительства
РФ - изначально до конца апреля, но потом было три продления ещё по месяцу.
Нельзя сказать что рейсов в тот период совсем не было, но, во-первых, частота
их на обоих отрезках, особенно на российском плече, резко снизилась, а
во-вторых и самое главное, билеты продавались лишь в порядке исключения - "для
возвращающихся". Кроме того были организованы несколько "вывозных" рейсов
российских чартерных авиакомпаний, бравших нуждавшихся в эвакуации попутчиков
и до Южной Америки тоже (маршрут проходил также через Аргентину и Перу). И
хотя с бразильской стороны подобные запреты никогда не вводились, можно
сказать что до с конца марта и до начала августа путешествовать между двумя
странами было вообще невозможно.
3. Герои начала "оттепели"
С 1-го августа перевозить пассажиров между аэропортами России и теми самыми
пересадочными пунктами снова стало официально возможно. При этом между большей
частью тех же пунктов и Бразилией всё ещё теплилось регулярное сообщение - с
частотой 3-4 рейса в неделю на линиях где раньше было 1-2 рейса в день.
А что же при этом восстановилось из того многообразия пересадочных маршрутов?
По факту, в августе-сентябре был только один вменяемый вариант - с
British Airways через Лондон LHR, с частотой три раза в неделю, причём слабым звеном
была частота между Лондоном и Москвой, а на бразильском плече уже имели место
ежедневные рейсы. И этим мы быстренько воспользовались, подробности той эпопеи
изложены в рассказе
Прорыв ковидловой блокады: из Бразилию в Россию и обратно в
сентябре-октябре 2020-го
В октябре стыковки у "Бритиш" стали ежедневными, а с 17-го октября заработал и
воздушный мост через Стамбул. Только у Turkish Airlines меньшая частота с тех пор на бразильском направлении - тоже 3 раза в
неделю, а в Москву ("Внуково") она летала к тому времени аж четыре раза в
день. В конце ноября частота полётов через Лондон снова стала снижаться, а в
декабре "новый британский штамм коронавируса" полностью прикрыл этот маршрут
на неопределённый срок...
В ноябре подключилась и Lufthansa, пересадки во Франкфурте стали возможны два раза в неделю, а с тех пор
частота доросла уже и до трёх. Но цены высокие, и в аэропорту нужно отсиживать
по 5-10 часов (днём).
Emirates возобновила полёты в Москву в сентябре, а в конце ноября стала летать
ежедневно. На направлении Сан-Паулу она к тому времени уже тоже снова летала,
хотя бы 3-4 раза в неделю, и пересадочные билеты стали появляться.
Вот, собственно говоря, и все герои.
4. "Пир во время чумы" и другие тупиковые билеты
Что касается предложения авиабилетов между Россией и Бразилией, то тут выбор
маршрутов уже с начала августа был пошире, вот только часть из них вели в
никуда, вернее использовались авиакомпаниями в основном с целью одолжиться
деньгами у наивных пассажиров. Ведь возвращать оплату за отменённые рейсы в
"эпоху коронавируса" стало уже не таким срочным делом. Особо отличилась в этой
игре
Air France - KLM, трюки которой мы вывели на чистую воду по ходу подготовки своей поездки
(ссылка на 4 абзаца выше). Вкратце: на своём сайте она в режиме реального
времени симулировала возобновление полётов из Парижа в Москву с 1-го августа, с
частотой дважды в день, а в реальности первый был только в конце месяца. И как
минимум до конца сентября частота была только раз в неделю и самолёт улетал
раньше чем было бы приемлемо для стыковки с рейсом из Сан-Паулу, так что на
нужном нам маршруте пересадка в Париже оставалась нереальной.
Qatar начала продажу билетов на маршрут Сан-Паулу - Москва - Сан-Паулу и Москва -
Сан-Паулу - Москва с пересадками в Дохе уже в августе, с вылетом начиная с
1-го сентября. При этом на бразильском плече она выпадала из игры относительно
ненадолго и к тому времени уже восстановила частоту до ежедневной, а вот в
Москву планировала возобновить полёты как раз с сентября. Но вот с этим
последним у неё что-то не заладилось, и дату много раз переносили. Мы как раз
в конце первой недели сентября искали заметили на её же сайте и подтвердили по
другим источникам что все планировавшиеся полёты DOH-DME с первого числа были
отменены, поэтому воздержались от покупки билетов на вторую неделю сентября. А
вот пассажирам купившим такие билеты потом пришлось иметь дело с
многочисленными переносами дат, вплоть до сей поры, или заняться
процедурой возврата.
5. Область существования решения на начало марта 2021-го
Как уже сказано выше, факт продажи билетов на сайте авиакомпании или даже на
сайтах "агрегаторов" ещё не означает не только что рейс в какой-то конкретный
день не будет отменён (форс-мажоры, они и в лучшие времена случались), но даже
и того что по данному направлению вообще уже снова начали летать. Поверять
текущую частоту рейсов по каждому из участков рекомендую не только по статусу
рейсов на сайтах самих авиакомпаний, но и по сайтам "наблюдателей",
типа
https://www.flightradar24.com/ или
https://ru.flightaware.com/.
Вот что проявляется на сегодняшний день по части пассажирского Россией и
Бразилией с пересадками в каждом из четырнадцати представленных выше
аэропортов.
5.1. Рекомендуемый маршрут - через Стамбул
Turkish Airlines с 17.10.2020 продолжает поддерживать удобные пересадки с частотой 3
раза в неделю (столько она летает в Сан-Паулу, а в Москву по-прежнему четыре
раза в день). Время от первого взлёта до второй посадки 19-20 часов, из них
около 3-х это пересадка в аэропорту Стамбула, а сумма полётного в одну сторону
времени получается 16 - 16,5 часов. Нужно добавить что новый аэропорт Стамбула
стал самым востребованным в Европе по итогам 2020-го года, и продолжает
лидировать сейчас, поскольку работает стабильно и не увлекается всякими
"блокадами неблагонадёжных направлений". Ценовая политика у этой авиакомпании
достаточно разумная, перевозка багажа включена в базовый тариф, и в отличие от
многих других она даже продаёт билеты в одну сторону за 60-70% от тарифа
туда-обратно.
5.2. Запасные варианты: через Франкфурт или через Дубай
Lufthansa уже с ноября поддерживает стыковки по маршруту Сан-Паулу - Москва -
Сан-Паулу и Москва - Сан-Паулу - Москва с частотой 2-3 раза в неделю.
Полётное время у неё даже меньше, около 15-ти часов в одну, но пересадки
долгие, и в итоге получается 20-25 часов от первого взлёта до второй
посадки. Цены как правило выше чем у "Туркиш", за багаж нужно платить
отдельно. Кроме того тут больше вероятности нарваться на дополнительные
ограничения или "коронавирусные санкции" то и дело вводимые властями
Германии и-или Евросоюза.
На начало марта Emirates продолжает летать из Дубай в Москву ежедневно, даже дважды в день, а в
Сан-Паулу 4 раза в неделю. Нужно отметить что в начале февраля был
неожиданный десятидневный перерыв в полётах между Дубай и Сан-Паулу, что
вызвало волну переносов дат и сдачи билетов, а цены пи этом выросли.
Пересадки на этом маршруте сейчас доступны 4 раза в неделю, но с такими
минусами: полётное время раза в полтора больше чем у других и к
тому же долгие ночные пересадки (21-22 часа в самолётах плюс 8-10 на земле в
каждую сторону). Похоже что в цену билета включен и ночлег в отеле около
аэропорта Дубай, поэтому они сейчас намного выше чем у "Туркиш" или у
"Люфтганзы".
5.3. Перспективный вариант: через Доху
Сегодня, 2-го марта 2021-го, полетел-таки первый с марта прошлого года
самолёт Qatar из Дохи в Москву, хотя и с пятичасовой задержкой. Так что стоит присмотреться
к регулярности сообщения на этой линии, возможно что наладится неплохая
альтернатива "Эмиратам". При сходных параметрах длительности тут чаще бывают
распродажи по более привлекательным ценам, причём перевозка багажа включается
в базовый тариф.
5.4. Нерекомендуемые варианты: через Париж или-и Амстердам
И Air France и KLM сейчас летают в
Сан-Паулу ежедневно, а в Рио-де-Жанейро по 4-5 раз в неделю. Но в Москву
только по 2-3 раза в неделю, и стыковки на этом маршруте
малофункциональные. При полётном времени примерно как у "Люфтганзы"
общее время от первого взлёта до последней (второй или третьей) посадки
может составить около полутора суток и более. Дело в том, что с 23.01.2021
правительство Нидерландов вообще запретило брать пассажиров на борт
самолётов следующих в Амстердам из Южной Америки и некоторых других стран,
так что они летают в одну сторону с пассажирами а в другую только с попутным
грузом. И хотя в конце февраля запрет смягчили, допустив в виде исключения
перевозку граждан и резидентов Евросоюза, как пересадочный пункт Амстердам
пока отпал. Air France - KLM пытается обмануть этот запрет отправляя пассажиров из "запретных"
стран в Амстердам с пересадкой в Париже, но такой манёвр при низкой частоте
полётов делает поездку слишком долгой и тяжёлой. К тому же новые ограничения
от правительства Нидерландов или от правительства Франции или от
Евросоюза могут обрушится на путников в любой момент.
5.5. Неработающие маршруты: через остальные восемь аэропортов
Alitalia пыталась было возобновить полёты в Сан-Паулу с частотой раз в
неделю, но быстро сникла. А в Москву пока даже и не пыталась, так что
Рим FCO как пересадочный пункт пока отпадает, а через
Милан MXP
стыковок в последние годы уже вообще не бывало.
Мадрид MAD: и Iberia и Air Europa сейчас летают в Сан-Паулу по 2-3 раза в неделю, а в Россию с марта
прошлого года не летают вообще, и планов на этот счёт пока нет. Так что этот
авиаузел тоже не поддерживает пересадок на интересующем нас маршруте.
Примерно так же обстоят дела и у португальской TAP: по бразильским направлениям она летает побольше испанцев, но рейсы в
Москву пока не спешит восстанавливать, так что Лиссабон LIS нам сейчас негоден.
Royal Air Maroc с марта прошлого года не летает ни в Россию, ни в Бразилию. А жаль:
пересадки в Касабланке CMN были самыми гуманными по полётному времени
- более равномерно разделённому между двумя отрезками этого маршрута.
Мюнхен MUC и Цюрих ZRH а также авиакомпания Swiss выключены из игры по решению "Люфтганзы" которой принадлежит и
швейцарская авиакомпания: все пересадки у них теперь возможны только в
головном аэропорту Франкфурт FRA. При этом из Цюриха сейчас есть рейсы и в
Москву и в Сан-Паулу, с частотой по 3-4 раза в неделю, но стыковочный режим
отключен.
5.6. Таким образом карта пересадочных пунктов на маршруте Россия -
Бразилия сейчас не такая весёлая:
Рекомендуемый пункт пересадки (Стамбул) показан фиолетовым значком,
два запасных (Франкфурт и Дубай) грязно-зелёным, два неадекватных (Париж и
Амстердам) грязно-оранжевым, взятый на заметку (Доха) ярко-жёлтым,
отлетавшийся Лондон чёрным, а остальные "бывшие" светло-серым.
6. Среднесрочная перспектива
Прежнего изобилия вариантов ещё много лет не будет, а может быть не будет
и вообще никогда. Но кое-какие из "серых пятен" вполне ещё могут
когда-нибудь включиться заново. Перестройка это штука серьёзная, и после
разрушительной фазы она должна принести и какие-то новые веяния. Мир
меняется, и международное авиасообщение в ближайшие годы будет
восстанавливаться уже в другом формате: в первую очередь по соседству. А
вот дальние маршруты через "третьи" авиаузлы оказались наиболее уязвимы,
так что при восстановлении более существенного спроса открытие прямых
линий меньшей частотности станет здоровой альтернативой.
Нет, возвращения "Аэрофлота" к модели 1990-х годов на бразильском
направлении вовсе не ожидаю, как и возникновения у бразильских
авиакомпаний интереса к открытию прямого рейса в Россию. Но в России
есть и другие перевозчики способные сначала затеять чартерную цепочку, а
потом придать ей какую-то регулярность. Причём в качестве стартёра могут
вдруг возникнуть и новые формы - подсказанные практикой "вывозных
авиарейсов", а также регулярных "заказных" автобусов типа
Buser. Т.е. заинтересованные люди могут организоваться для совместного заказа
полётов по нужному им маршруту.
В связи со всякими геополитическими и геосанитарными аспектами вполне
возможно также восстановление авиасообщения между Китаем и Бразилией с
промежуточной посадкой уже не в Мадриде, а на территории РФ. Как и другие
неожиданные на первый взгляд решения тоже.
Последняя правка: 09.03.2021
6 комментариев:
Сам этим маршрутом вряд ли воспользуюсь в ближайший год, но продолжаю мониторить ситуацию в интересах родственников и знакомых для которых это более актуально. За последние два месяца кое-что изменилось, но общий баланс примерно такой же.
А вот частности наблюдаются такие:
- TURKISH почти совсем скисла - вспышка коронавируса в Турции и введённые в связи с этим другими странами ограничения буквально подрезали крылья этой авиакомпании. Пока ещё есть предложения перелётов с пересадкой в Стамбуле, но частота стыковок снизилась до 1 раз в неделю и цены повысились резко.
- EMIRATES продолжает в том же ритме и с теми же высокими ценами и долгими пересадками.
- QATAR с марта заработала-таки всерьёз, теперь 3-4 раза в неделю в Дохе есть стыковки рейсов из Москвы в Сан-Паулу и обратно. 3-4 часа на пересадку, цены умеренные и включают перевозку 2-х мест багажа до 23 кг каждое.
- Западноевропейские авиакомпании в основном продолжают баловаться продажей билетов и отменой рейсов с выдачей ваучеров. Но пока у них ничего толком не консолидируется по нужным нам пересадкам.
Так что основной путь сейчас лежит через Персидский Залив, и его главный недостаток таков: полётное время только на сегменте между базовым аэропортом и Южной Америкой БОЛЬШЕ чем было бы у прямого рейса из Москвы.
Прямо-таки напрашивается поиск альтернативных решений типа "кооперативных чартеров" или чего-то подобного.
Проект потребительской кооперации пассажиров этого маршрута сформулирован, и ссылка на него добавлена в конце этого материала.
В мае-июне с.г. консолидировались маршруты с пересадками в Амстердаме и в Париже, так что KLM - AIR FRANCE снова вышла из подполья, и уже есть прецеденты успешных перелётов с этим перевозчиком. Цены на билеты (без багажа) на ближайшие месяцы прямо-таки привлекательные - всё-таки угроза новых отмен и запретов остаётся серьёзной.
А ещё ниже цены, причём уже с включением багажа, остаются у QATAR, которая увеличивает частоту полётов на обоих участках, так что время пересадки сократилось до 3-4 часов. Но продолжительность полёта между Доха и Сан-Паулу никак не сократишь.
И вдогонку ещё одна позитивная новость: с 22-го июня официально восстановлено авиасообщение между Россией и Турцией, и TURKISH AIRLINES сразу же снова вышла на частоту 4-5 рейсов в день между Стамбулом и Москвой (VKO - Внуково). Пересадки на маршруте Москва - Сан-Паулу и-или обратно по-прежнему доступны 4 раза в неделю, но расписание стало более комфортным в смысле времени ожидания между стыковочными рейсами. И цены вернулись в тот же диапазон что и у QATAR или у AIR FRANCE - KLM. Четвёртый вариант маршрута на данный момент это всё та же EMIRATES, но её цены уже давно не радуют.
16-го июля Федеральное Агентство Воздушных Сообщений РФ выдало разрешение на регулярные полёты в Рио из 4-х городов России -см. подробности по ссылке "Проект кооперативного чартера" в конце этого материала.
А вот уже и конкретные планы по открытию рейса Москва - Рио с 01.12.21, и сразу с предельной частотой: дважды в неделю! https://www.malls.ru/rus/news/-rossiya-vozobnovlyaet-aviasoobshchenie-eshche-s-5-stranami.shtml
Отправить комментарий