среда, 9 ноября 2011 г.

Памятник ЮНЕСКО в категории «микрорайоны»

Brasília DF

Конечно, титул памятника Всемирного Наследия ЮНЕСКО относится ко всей столице, но все же состоит она в основном не из Монументальной Оси с её административными зданиями и не из архитектурных жемчужин авторства Нимайера и сподвижников, а именно из таких вот жилых кварталов. Поэтому по ним очень даже стоило прогуляться, тем более, что мы на трое суток стали жителями одного из них.

Знакомство изнутри произвело довольно сильное впечатление, какое-то ощущение «сдвига реальности». В других бразильских городах все жилые многоэтажки представляют собой кооперативную собственность (condomínio), окруженную индивидуальным забором. Или несколько похожих домов за одним забором, но кварталы для вольного путника насквозь просто непроходимы. Оказалось, что в Бразилиа это вовсе не правило, а редкое исключение, несколько таких огороженных групп домов повстречали в кварталах первоначально отведенных вовсе не под жильё. Вся основная территория жилой застройки оград никаких не имеет и проходима во всех направлениях. Правда, нередко встречаются таблички о том, что эта территория круглосуточно патрулируется полицейскими в штатском, но это обстоятельство только помогает уверенно по ней перемещаться.

Так что вроде и не бразильские микрорайоны, а наши, постсоветские? Но нет, тоже не то... Как-то уж очень зелено и аккуратно. Никаких тебе рядов гаражных построек... Этажность скромная... Германия? Нет, тоже не то. Первые (тут они «нулевые») этажи зданий без квартир и вообще почти ничем не заняты... Никаких таких личных мини-садиков и оградок. Нет табличек на немецком о том чтобы не загораживали проезд для пожарной машины. Гораздо просторнее, и проходы-проезды везде удобные. Все-таки это нечто своё, особое. Стоит прогуляться и осмотреться подробнее.

Но прежде чем отправиться в поход, нужно начать ориентироваться на местности. В Бразилиа это несложно, помогает даже система обозначений. Как писал в общей справке, крылья, протяженностью примерно 7 км каждое, нанизаны на широкую магистраль DF-002. От нее и построена вся нумерация. Можно посмотреть это на примере кусочка Северного Крыла:



Все макро-кварталы («superquadra») имеют трехзначные номера, первая цифра означает «слой» по отношению к главному стержню, а две другие – порядковый номер, начиная от монументальной оси. «Слои» имеют нечетные номера в сторону запада и четные в сторону востока, к озеру.

Параллельные DF-002 авениды и улицы имеют сквозную нумерацию в обе стороны, но западные снабжены буквой W, а восточные – буквой L. Таким образом, по мере удаления от оси крыла имеем на запад:
Via W Um Norte
Via W Dois Norte
Via W Três Norte
Via W Quatro Norte
Via W Cinco Norte
Третье слово означает порядковый номер (1, 2, 3, 4, 5 соответственно), а последнее – «Север».

Соответственно, на восток порядок такой:
Via L Um Norte
Via L Dois Norte
Via L Três Norte
Via L Quatro Norte

В южном крыле все точно также, только вместо Norte уже Sul.

Сама автомагистраль DF-002 называется еще и разными другими именами, но она очень узнаваема, настоящий «автобан», да еще и изолированный лесополосами:





С обеих сторон у нее есть улицы-дублеры, с двусторонним движением по каждой. Обычные улицы, с честью сгодились бы для обычных кварталов обычного города, но тут они имеют чисто вспомогательное значение, в основном служат для въезда-съезда этой магистрали. Первые опыты пешеходного пересечения DF-002 вызвали всплеск адреналина, скорости у автомашин уж очень разные. Но потом обнаружились и пешеходные переходы, достаточно цивилизованные и почти без неприятных запахов. Нам рассказывали, что поначалу пешеходам было не так привольно, город оптимизировали под автотранспорт. Но потом для них тоже принялись делать всевозможные дорожки, переходы и прочее и стало намного уютнее.

Параллельные DF-002 авениды востока имеют практически одинаковую категорию, вот так выглядит Via L Dois Norte



Меня особенно восхищают на ней и в других местах гигантские фикусы:



С западной стороны равноправия нет, первая и вторая улицы чисто вспомогательные, местного значения. А третья – главный дублер главной оси, по ней идет основной поток автобусов и даже уже строится линия легкого метро. Вдоль нее группируются супермаркеты, отделения банков и прочая сфера обслуживания. «Виа-трес» - одно из самых популярных слов в округе. Вот как она выглядит ближе к кончику крыла, сразу после очередного быстрого дождика:



...Но хватит о дорогах, мы же гуляем по микрорайонам. В городе Бразилиа запрещено стоить жилые дома выше 6-ти жилых этажей. Т.е. выше 7-ми вообще, т.к. есть еще и нулевой, нежилой. Кварталы, прилегающие к оси крыла, такими домами и застроены, все размером с этот:



Более отдаленные кварталы – домами на 3 жилых этажа.



А еще дальше есть и коттеджные кварталы небольшого размера.

Несмотря на одинаковую этажность и на «многоподъездность», дома имеют индивидуальный облик. Многие недавно прошли или проходят сейчас капремонт фасада, что еще больше разнообразит картину. Да еще и в сочетании с разнообразными садовыми насаждениями.



Насчет личного автотранспорта можно только позавидовать. Под всеми домами удобные подземные гаражи.



Правда, в 60-е годы планировали по одной машине на квартиру, только в более новых домах есть по два подземных места, так что образовались и наземные парковки. Но аккуратненькие. Часть мест на них предназначена для гостей-автомобилистов. А других-то почти и не бывает.



Присутствие личного автотранспорта никак не ущемляет удобства пешеходов.



Отдельно нужно отметить эти самые «нулевые» этажи. Они отданы не автомобилям, а в основном детям, в дополнение к прилегающим игровым площадкам.



Устроены так, что любой человек может пешком пройти сквозь квартал без необходимости огибать довольно длинные дома.

Отдельные дома в рамках нумерованного «супер-квартала», обозначаются буквами, алфавита более чем хватает. Многие из них имеют еще и имя собственное, но в почтовом адресе его не используют.

А что же насчет нежилых составляющих микрорайонов? Тут тоже все продумано и расфасовано по секторам. По мини-секторам, если точнее. 

Поперечные улицы на стыках «супер-кварталов» обставлены несколькими трехэтажными зданиями с каждой стороны. В них располагаются всевозможные точки общепита, специализированные магазины и прочая сфера услуг.


К счастью, создатели города не распланировали заранее что, где, и почем тут будут продавать или делать, а рыночная экономика распоряжается этими вопросами неплохо. Венчает каждый такой торговый полу-пассаж солидный супермаркет, с подземной парковкой. Часто круглосуточный, как в глубине снимка выше. Небольшие многофункциональные торговые точки есть и на улицах местного значения, пусть даже на базе журнальных ларьков.

Дошкольные детские учреждения, да и некоторые школы начальных классов, сконцентрированы в самых зеленых полосах и , в основном в прилегающих к боковым улицам, обрамляющим главную магистраль DF-002. И тут тоже сделано с умом. К ним ведут тупиковые улочки с огромными разворотными площадками-парковками. Так что мамочки-папочки, завозящие детей в такие места и забирающие их оттуда, никогда не паркуются в два-три ряда на главной улице и не закупоривают дорожную систему, как это часто происходит в других городах. 

Внешние полосы кварталов отданы духовным учреждениям и крупным школам вперемежку. Тут уже не супер, а просто кварталы, шестисотые номера с востока и семисотые с запада. Но каждое учреждение имеет солидную территорию, так в «шестисотых» участки выходят на обе авениды - и Via L Dois Norte и Via L Três Norte. Поэтому многие здания просто не видно, все утопает в зелени.

Иногда там попадаются и солидные медучреждения, но только амбулаторного типа




Огромная территория за Via L Três Norte отдана Федеральному Университету Бразилиа, одному из лучших в стране. С западной стороны Северного Крыла симметрично ему располагаются частные ВУЗы. В Южном Крыле их тоже хватает. Между Федеральным Университетом и передней частью фюзеляжа, поближе к озеру есть еще и Северный Сектор Посольств. Разумеется, существуют и Южный Сектор Посольств, причем не стесненный университетом и более размашистый. Там находятся более крупные посольские учреждения, в том числе и РФ. 

Но вернемся в Северное Крыло. Там с востока есть еще интересный парк Мини-заповедник у Северного Крыла. Движемся к самому крайнему перышку, там есть шанс выбраться на берег озера. Между жилыми кварталами и озером – Сектор Госпиталей.




Далее - огромные зеленые просторы, авениды и магистраль собираются в единый пучок и пересекают край озера по мосту. Тут похоже пешеходы почти совсем не водятся, если не считать муравьев, протоптавших себе солидные тропинки. И всё-таки есть выход к озеру.



Очередной дождь движется у горизонта, но ветер несет его не в нашу сторону. Здесь есть длинный навесной тротуар и небольшой пирс, настоящий рай для рыбаков



Любуемся вместе с ними видами на противоположный полуостров – «Сектор Индивидуальной Застройки Озеро-Север». Тот самый, что на карте напоминает итальянский сапог.



Вблизи постройки участки этого элитного района очень даже впечатляют. Но то уже не микрорайон, и хотя шикарных коттеджных поселков и кварталов в столице много, основная часть населения города-самолёта живёт именно в многоэтажках. А основная часть населения города Бразилиа в его нынешних границах – в бывших городах-спутниках, пока ещё не ставших памятником ЮНЕСКО.

Фото автора.
Последнее обновление: 06.09.2016


...визитная карточка Brasília DF
...список Лучшая сотня из бразильского путеводителя
...список Мегаполисы, столицы, крупные города



2 комментария:

Анонимный комментирует...

И это лицо столицы нравится!
И нравится, что нет высотных зданий.
И.Юдакова

Trudoden комментирует...

А по мне как то по уездному выглядит столица...
Надуманно.

Для министров видиш ли котеджи у озера, для народа Супер общага - Копан, в Сан Паоло.

Хотя, в таком райцентре вся власть на виду...
Под ковром махинации не спрячеш.

Однако Бразильцам стратегически виднее.

Хороший расказ.
)