воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Краткие итоги четырёхдневной стажировки в раю, часть 2-я

Fernando de Noronha PE

Продолжение отчёта, начало здесь

Штрих второй: день второй, вторник 27 августа

День начался с приятного открытия: завтрак в нашей "поузаде" был отличный и начинался вовремя, в 7:30. К 8:00 мы уже подзаправились основательно и калориями и витаминами, микроавтобус тоже подкатил минута в минуту, и вот уже едем в порт, на единственную заказанную нами организованную экскурсию - водную. Ехали довольно долго, но недалеко, больше петляли по другим "поузадам", подбирая с каждой по парочке нам подобных. Большинство парочек совершали свои свадебные путешествия, как оказалось это основная категория среди посещающих архипелаг. Логично. Настолько мало тут вакансий и они настолько затратные, что для прорыва нужны не только ресурсы, но и единство устремления, и особое вдохновение. Флаг свадебного путешествия гармоничной пары активных любителей природы, это самое то, а недостаточно активные любители или недостаточно любители тут уже не уместятся, им лучше подойдут свадебные путешестия другого плана. Мы неплохо чувствовали себя в такой среде, в конце концов, наше свадебное путешествие тоже было в августе. Просто его часть связанная с морем оказалась отложенной на тридцать два года, ведь нельзя же таковой засчитать тогдашний день в, извиняюсь, Юрмале. А потом мы бывая на море как-то не вспоминали о свадебных путешествиях, но эдесь-то это само собой, так что для нас эта часть началась днем раньше.

И теперь продолжилась в небольшом порту Фернанду-ди-Норонья, куда впускают только по билетам национального парка. Пока ждали своего плавсредства и гадали каким же оно будет, успели разобраться со схемой энергоснабжения острова. У соседнего причала стоял небольшой танкер, и с него перекачивали топливо в автоцистерну. Она периодически ползает по шоссе от порта до дизельной электростанции, которая даёт энергию в локальную сеть. А от той уже все блага цивилизации, начиная с освещения. И даже заряжается единственный здесь пока электромобиль, служащий в отряде такси. Поскольку Фернанду-ди-Норонья являет собой наиболее соответствующуе понятию "рай" часть суши, таких электромобилей там скоро станет побольше, а вот бензиновых тарахтелок "багги", каждая из которых воняет больше чем та электротанция, вовсе не останется.

Вот и посадка, нам достается небольшой однопалубный катамаран. Большинство истинных бразильцев быстренько располагается поближе к бару, на закрытой крышей и лобовым стеклом части, снабжённой ещё и столиками. И за два ряда мест на открытом солнцу и брызгам широком носу конкуренции нет, туда мало кто хочет. Мы рассудили, что ультрафиолетовое излучение с утра пока ещё не особо интенсивное, и что всё, что не подлежит замачиванию хорошо будет себя чувствовать в герметичном рюкзачке завернутом в дождевик, нанесли на свои тела слой защитного крема и уселись прямо впереди, среди немногих таких смельчаков. Организаторы экскурсии обещали, что если повезёт, то увидим дельфинов. Но мы-то знаем, что эта формулировка работает только на некоторых участках побережья Убатубы, куда от нашей дачи можно доехать за два часа и почти забесплатно. А здесь, после всех этих перелётов, и с такими ценами... Да ещё и после увиденного вчера изобилия природы, мы были уверены, что дельфинов будет много, а если повезёт, то появятся ещё и киты.

Стоило так подумать, как из прямо перед стоящим ещё у причала катамараном из воды выглянула большая морская черепаха и утвердительно кивнула головой: вторая часть сказки начинается, будьте бдительны. Знаковая черепаха не шутила, нужно сказать, что это был единственный случай за все четыре дня, когда мы увидели надводную часть черепахо-айсберга, они выглядывают из воды нечасто. А мы, наблюдая потом много раз полностью подводных черепах через маску с трубкой, вообще из воды не выглядывали, поэтому в воздухе с ними взглядом встретиться в принципе не могли.

Катамаран двинулся вдоль северного берега острова, с его восточного края в западном направлении. Вот он форт, а вот и наши любимые со вчерашнего дня пляжи. Незнакомую ранее часть берега разглядеть сумели поменьше, сразу после уже нами освоенной нам навстречу начали появляться стаи дельфинов. Эти разумные и элегантные существа подолгу и массированно сопровождали катамаран почти касаясь его.

Но наш обзор этого праздничного кортежа недолго был панорамным. Из под крыши понабежали другие мореплаватели, и вот уже часть дельфинов закрыта чьими-то руками с фотоаппаратами. А потом самые активные фотомодели-фотографы выдвинулись прямо к поручню, отгородив нам ещё большие сектора своими не менее приятными чем у дельфинов телами со спрятаными между половинок верёвочками от бикини. Воспринималось это гармонично, но заснять не удалось, т.к. фотоаппарат оказался недостаточно широкоугольным. Дельфины и модели не влезали в единый кадр, поэтому сделал выбор в пользу дельфинов, они хотя бы умещались целиком, вместе с головами. А верёвочки будут в другой раз, откуда-нибудь с Копакабаны или Ипанемы, где можно отойти подальше и бабахнуть из длинного фоторужья.

Вот так вот незаметно мы и подплыли к постоянно маячившим впереди островам Два Близнеца, знакомым ещё по виду из самолёта, а сразу за ними ождидались виды двух самых красивых пляжей Бразилии с остановкой на их рейде для знакомства с подводным миром. Умные дельфины деликатно решили не пугать нам рыбу и дружно отвалили куда-то по своим делам. Залив Свиней (Baia dos Porcos) оказался совсем маленьким, и в таком ракурсе даже не просматривалась полоска песка на его пляжике, только отвесные глинистые берега и камни под ними. Но цвет воды обалденный, как и на всех известных изображениях этого пафосного места. Тут же рядом и Залив Саншу (Baia do Sancho), с полноформатным песчанным пляжем. За которым тот же отвесный глинистый берег, но на этот раз просматривается встроенная в него лестница. В физический контакт с ней мы вступим завтра, а сегодня только полчасика водно-подводных упражнений на достаточном удалении от лёгкой прибойной волны.

Нельзя сказать, что подводный мир этой акватории удивил чем-то или кем-то таким, чего или кого мы бы не встречали накануне на пляже Praia de Conceição. Но зато панорамы дна и его окрестностей были обширные, глубина солидная, кораллы где-то далеко, но вода очень прозрачная и взгляд охватывает сразу много всего - и широко, и далеко. Наверное, даже в речках Бониту видимость не достигала такого великолепия, а может быть там просто мешали повороты русла. Но вот попытки нырнуть и приблизиться к кораллам настолько, чтобы заглянуть в расщелины, жёстко пресекались зашкальным повышением давления на барабанные перепонки. Глубина очень приличная, хотя кристальная вода и создает иилюзию доступности дна.

После этой замечательной остановки наш катамаран снова взял курс на запад. Конечная точка маршрута называлась Baia dos Golfinhos, т.е. Залив Дельфинов. Очень известное место, там нет пляжа, но на смотровые площадки возят экскурсантов с биноклями - понаблюдать дельфинов, плещущихся прямо у себя дома. Подумалось, что там нужно будет грести винтами потихоньку, при ещё большем изобилии дельфинов даже этим ловким пловцам будет трудно увернуться от нашего неуклюжего катамарана. Но обошлось без таких проблем, дельфинов дома не было, и береговым наблюдателям с биноклями и телеобъективами пришлось удовольствоваться фотомоделями на нашем борту.

А вот с борта ракурсы Залива Дельфинов были занимательне, чем можно заполучить на суше, в одной из скал была огромная дырка в форме австралийского континента. При сближении под нужным углом форма плавно поменялась на южноамариканскую, с затопленной Патагонией. А потом ещё и на очертания страны Бразилия, шоу что надо.

Обратный курс. Дельфины кишмя кишели чуть ли не везде, где в честь них ещё не появилось названий. Это просто наглые оккупанты, которые хотят одельфинить географию острова до уровня гео-ленинизма советских городов. Помните? "Станция имени Ленина. Осторожно, двери закрываются, следующая станция имени Ленина, переход на линию имени Ленина и на линию имени Ленина". Красиво это все звучало, и красиво сбивало с толку. Так что не нужно поддаваться на провокации дельфинов, пусть довольствуются названием одного залива, а плавают где хотят.

Чувствовалось, что дельфины пытаются от чего-то отвлечь. Ах да, киты. Как раз на горизонте мелькали какие-то островки, иногда волны их накрывали целиком. Или это киты выныривали и прятались снова? Вспомнилось, что количество зарегистрированных островов архипелага вовсе не астрономическое, всего 21, и очень удалённых от главного вроде и не должно быть. Надо разобраться с этим делом, хотя бы заснять как есть, а потом увеличить фото. Попытка взять островки в фокус закончилась тем, что они шустро скрылись под водой, и на прощание выдали характерный фонтан. Всё понятно, с китами тоже сбылось, как и обещала черепаха.

Перед возвращением в порт сделали петлю ещё и по настоящим островам около восточного мыса. Очень красиво: множество птиц, необычная эррозия берегов, новые цветовые оттенки океанской воды. Полный зачёт этой трёхчасовой навигации по 90 реалов с носа, мы уже на берегу.

Бразильцам почему-то лень таскать с собой маску и трубку, даже на этом Священном Острове. Но при этом не лень подолгу толпиться в очередях чтобы их арендовать на время то там, то здесь, да ещё и переплачивать за это. Если перед отправлением катамарана выдача сработала чётко, то обратный приём раскачивался нарочито медленно, чтобы соседние прилавки усели расторговаться сувенирами, напитками и закусками. Стало ясно, что за время до отправления нашего микроавтобуса, плюс за время его петляния по "поузадам", мы сами дойдём по этому острову куда угодно. Сказали про это гиду и он охотно согласился, даже подсказал проголосовать на дороге любому транспорту если приспичит, обязательно подвезут. Распростились с его конторой и пошли... Всего сотня метров, и мы уже на другой стороне мыса: отличные виды, Музей Акул, комфортабельный туалет, кокаиново-ореховая газировка и закуска без всякой очереди. Как же хорошо не быть туристическим бараном и самому выбирать направление.

Потом мы решили с ходу взять приморье на южном берегу острова, хотя бы разведать как пробраться к знаменитому пляжу Аталайя, с очень ограниченным доступом. На удивление быстро пришли к началу его тропы, перекрытому забором с калиткой на замке и малоинформативной табличкой. Но рядом в кустах вдруг что-то зашуршало, это расчехлилась замаскированная там сфера услуг: снова аренда масок, трубок, поплавковых жилетов, камер для подвожной съемки. Мороженое и соки-воды для комплекта. Мы вдвоём набросились на охлаждённый кокос, жажда опять уже ощущалась, а потом ещё и выскребли всю его вкусную мякоть. Хозяин заведения поблагодарил нас за первую покупку дня и помог соориентироваться насчет посещения пляжа: скоро тропу откроют и будут пускать группами по предварительной записи. Записи у нас не было, но он сказал, что можно записаться на лист ожидания, мы тут первые и долго ждать вакансий не придётся. А ещё он удивился нашему мастерству в поедании кокоса, обычно туристы только высасывают жидкость через трубочку, а остальное выбрасывают. Но мы сказали, что то туристы, запивающие плотный обед, а для стажёров кокос это и есть обед, поэтому им нельзя пренебрегать.

Через некоторое время мы уже шагали к пляжу в первой группе счастливчиков дня, для чего пришлось-таки арендовать обязательный там жилет-поплавок. И ещё отказаться от нанесения нового слоя крема, там и такой запрет есть. Но плавать в заветной лужице всё равно никому не разрешили, даже в отлив волны слишком сильно плескали по коралловой стенке, и экосистема всё никак не приходила в равновесие. Наверное это лучшему, что-то сомневаюсь, что Аталайя смог бы оправдать такие разогретые ожидания насчет наблюдения кишащей в нем живности. А вот пейзажи там очень даже понравились, и цвета воды просто необыкновенные.

На обратном пути мы набрели на супермаркет, закупили провиант на завтрашний день дальних походов, забросили его в холодильник своего номера, и тут же выдвинулись по вчерашнему пути, благо на часах ещё было время примерно как на момент заселения в далёкий уже день нашей высадки на острове. Т.е. всё увиденное и пережитое сегодня пока ещё было только апперитивом к повторению вчерашней сказочной программы.

Повторение выдалось на славу, хотя кое-какие ньюансы изменились. Волны сильнее плескали по кампям, безопасный вход-выход в открытый океан только через песок. Те две акулки как-то слишком всерьёз восприняли указание убраться подальше, обиделись, и не вернулись. Скат тоже отрулил куда-то за горизонт, но компенсация им была достойная. На этот раз главными звёздами стали большие зелёные черепахи и почти такие же крупные пучеглазые рыбы с переменчивым цветом непропорционально больших чешуек. Хотя мы уже много раз видели морских черепах в водах Убатубы и Ангры, и даже при большем разнообразии видов, но только в этот раз смогли наблюдать их по стольку сразу и настолько непуганных. Достаточно делать гребки аккуратнее и не протягивать руки вперёд, как можно приблизиться хоть на полметра и подолгу сопровождать медленно плывущего монстра. А прозрачная вода позволяет держать в поле зрения ещё как минимум один его аналог, это супер! Что касается тех самых рыб, то долго решался вопрос об их многовариантной окраске: то ли это разноцветные родственники, то ли одна и таже рыба может так сильно изменять свой отблеск чтобы лучше маскироваться. Прихожу к выводу, что обе версии частично подтвердились: пород там похожих как минимум две, и как минимум у одной из них есть склонность к хамелеонству. И очень запомнились необыкновенно плотные косяки более мелких рыбёшек с продольными жёлтыми полосками.

Ввиду того, что физические нагрузки дня начались ещё в первой половине, вечером дойти до понравившегося вчера ресторана оказалось нереальной задачей, от голода мы могли бы загрызть какое-нибудь домашнее животное прямо на улице. Приземлились в первой же ожившей уже точке общепита и заказали самое дешёвое блюдо на двоих - акулятина в креветочном соусе с рисом и салатом. Такую рыбу без соуса даже не предлагали, очевидно, что почти весь вкус именно в нём, а мясо акулы это просто солидная белковая добавка.

На пути в "поузаду" мы почувствовали какой-то необыкновенный подъем духа, и не думаю, что это от специфической местной пищи. Скорее всего, уже начинал накапливаться фон ярких и позитивных ощущений жизни во всех ее проявлениях. Ну и физическая форма нашего маленького коллектива оказалась вдохновляющей на новые подвиги. Значит, завтра в поход по самым лучшим пляжам, а сегодня спать пораньше, отбой...

продолжение: штрих третий.

Несколько бледных иллюстраций ко 2-й части

Фернанду-ди-Норонья, порт Св. Антония

На этой паре транспортных средств держится вся энергосистема острова.

Движемся мимо главного посёлка и Пляжа Собаки

За этой скалистой вершиной высотой 300 м уже начинаются неизведанные пока пути.

И нас там будут достойно сопровождать

Очередная смена караула.

Дельфиний карнавал или почётный эскорт

Залив Свиней, вид с борта катамарана

Остановка в Заливе Саншу.

Залив Саншу, вид с борта катамарана

Переменная геометрия берега в Заливе Дельфинов

Привет от китов Атлантики.

Ещё несколько интересных пляжей не удостоились в этот раз нашего более подробного визита. только видели их с борта катамарана.

У островов восточной части архипелага.

Новые краски океана вспыхнули перед завершением круиза

Визит в Музей Акул, рядом с портом

Пляж Кайэйрас, сразу за Музеем Акул

Тропа к запретному пляжу Аталайя

Аталайя сердится

Краски южного берега острова - Аталайя.

Главные герои дня, снова на "Пляже Концепции".

Фото автора (кроме последнего коллажа, сотканного из общедоступных фотографий)
Последнее обновление: 24.09.2013

...визитная карточка Fernando de Noronha PE
...список Лучшая сотня из бразильского путеводителя
...список Экотуризм: заповедники, водопады, пещеры, треккинг