понедельник, 2 марта 2015 г.

Покатушки по тогда ещё рыжей GO-132

Виктор Пастухов, репортаж из путешествия Пасхальный рейд по Центральному Плато (апрель 2014)

Все основные автодороги Бразилии имеют обозначения в формате AB-CDE, где первые два символа это буквенный код федеральной единицы или собственно федерации, а последние три - это цифры. Таким образом, коды дорог общегосударственного значения начинаются с BR-, дорог штата Сан-Паулу с SP- (большинство двухполосных имеют именно такой статус), штата Рио-де-Жанейро с RJ-. и т.д. Как правило, удостоившиеся таких титулов трассы достаточно важны, ведь кроме них есть ещё и муниципальные, местные и прочие дороги и дорожки.

Вот и GO-132 из этой же категории важных. Важных в масштабах штата Гойяс, точнее его малонаселённой северной части. Дорога эта продольная - тянется в направлении юг-север, и соединяет суперстратегическую для штата поперечную GO-239 с границей штата Токантинс, при этом проходит по нескольким районам с быстро развивающимся сельхозпроизводством, и между двумя водохранилищами в верхнем течении реки Токантинс. Пикантная деталь: обе упомянутые трассы в северной части штата Гойяс пока ещё имеют только грунтовое покрытие, характерного для региона рыжего цвета. Хорошие новости: уже начались работы по созданию твёрдого покрытия на обоих, включая ту часть GO-239, что огибает знаменитый заповедник Chapada dos Veadeiros

Строго говоря, у GO-132 тоже уже есть асфальтированный участок, и даже с многолетней историей, он тянется в сторону северной границы штата от уже утратившей было усилиями грузовиков асфальт GO-241 (сейчас ее активно восстанавливают). А GO-241 это пока ещё единственный надёжный путь в г. Минасу, к его обеим ГЭС с вышеупомятутыми водохранилищами, и ещё к одному крупному предприятию, обслуживающие которое грузовики и занимаются методическим разрушением этой дороги.

Годом раньше, в конце марта 2013-го, мы прикатили в Минасу на машине арендованной в аэропорту федральной столицы, осмотрелись там как следует, и попробовали выдвинуться в соседний штат Токантинс, чтобы поставить ещё одну галочку в освоении федеральных единиц Бразилии. Но не тут-то было. После дюжины асфальтированных километров этого участка GO-132, мы продвинулись ещё на 2-3 грунтовых по раскисшей после дождей дороге, и быстро поняли, что дальше обычный автомобиль вряд ли пройдёт, в таких условиях желателен полноприводной джип.



После чего вернулись к асфальту, на правом снимке уже тот участок, на котором мы сумели развернуться, а не один из тех предыдущих, которые убедили нас в целесообразности такого манёвра. А на следующий день того же 2013-го мы ещё более позорно отказались от попытки проникнуть к заповеднику Шапада-дус-Веадэйрус с тыла - южный сегмент GO-132 выглядел ещё неприветливее.  

А вот сейчас, 18-го апреля 2014-го, мы вернулись к тому же месту уже с полным набором аргументов, обязывавших достичь заветного рубежа  штатов Гойяс и Токантинс: хорошая погода - несколько дней без дождя; под нами - полноприводной джип; перед нами - необходимость хорошего теста перед завтрашним рейдом на юг, в "Шападу". Тест прошёл успешно, без каких-бы то ни было осложнений для живой силы (3 чел.) и техники (Mitsubishi TR4 с двухлитровым бензиновым двигателем).

Оказалось, что граница штатов и макрорегионов Бразилии там выглядит прозаически, она проходит вот по этому ручью, после которого номер дороги начинается уже с ТО-:


Но аппетит приходит во время еды, мы решили продолжить продвижение по этой грунтовке,
чтобы посмотреть как живёт крайний юг Региона Север.



Поначалу вроде бы такие же пейзажи, как и на севере штата Гойяс. Правда, тут уже заметна угроза дождя, но мы уверены и в себе, и в своём средстве передвижения.



Чем ближе к следующему городку, тем более прямой и накатанной становится дорога. И всё чаще встречаются плантации каучуконосов - на то он и Регион Север, хотя и в соседней части штата Гойяс они кое-где встречались.

А вот и городок с ни к чему не обязывающим названием Pamleirópolis. Пальма здесь действительно растёт, и даже не одна, но этим может похвастаться чуть ли не любой населённый пункт Южной Америки.



Дальше пока не поедем - начинается асфальтированная дорога штата Токантинс, а мы сегодня тренируемся на грунтовках. Да и приведёт она через полторы сотни километров всё к той же одноимённой реке, что протекает и вблизи города Минасу, уж лучше сразу вернуться туда.

На обратном пути всё-таки пришлось пробиваться сквозь локальные дожди.



Попутно выяснилось, что дорога и в этом году не стопроцентно проезжая - неподготовленность транспортного средства и-или водителя (например, злоупотребление спиртными напитками) могут иметь нежелательные последствия.

Итоги дня: в моём личном зачёте был распечатан 19-й из 27-ми штатов Бразилии, а общий километраж, с учётом асфальтированных участков, вышел под 180 км. При этом тренировка по сухой и мокрой грунтовке составила 60-км туда, и столько же обратно, завтрашний километраж до "Шапады" ожидается тоже порядка 120 км, поэтому полный зачёт.


19-го апреля 2014-го, около 7 утра выехали из Минасу по той же GO-132, но теперь в южном направлении. Приятные сюрпризы начались прямо на выезде из города: 




Огибающее Минасу с юга дорожное полукольцо уже было частично заасфальтировано, а поворот с него на GO-132, который годом раньше выглядел очень сомнительно (левые снимки), теперь уже стал асфальтированной кольцевой развязкой, и информационный щит обещал скорое завершение реконструкции всей этой дороги (снимки справа).

Первые три десятка километров дороги проходили по левобережью реки Токантинс, и здесь основной объем работ был уже завершён, что заметно ускорило наше продвижение.



Хотя полностью асфальтированных и уже переданных в эксплуатацию участков там пока не встретилось, в результате спрямления трассы и сглаживания её рельефа, а также укрепления полотна под асфальт, она уже превратилась в добротный "грейдер". По которому мы легко докатили до плотного пирога облака-тумана в пойме реки.




И спуск реке Токантинс, и продвижение вдоль ее берега проходили уже в более сложной обстановке.

А вот и мост.



Он был уже построен после заполнения водохранилища "Кана Брава", стабилизировавшего на максимальной отметке уровень реки на этом участке.  Рано утром не было заметно никакого движения воды, да и ветерок, обычно создающий рябь на ее зеркале, ещё не проснулся. Тонкий слой облачности переменной плотности создавал совершенно фантастическую картину.  



И мы даже остановились на пару минут, чтобы полюбоваться ей как следует.

На второй трети пути по южному лучу GO-132 было больше указателей о том, что ведутся дорожные работы, чем признаков их хотя бы начала.



Но продвигались неплохо - полотно сухое, и всё более накатанное - мелкие хозяйства встречались чаще и чаще.



Иногда приходилось и постоять немного.



Компенсацией были вот такие виды. Пока ещё не на "Шападу", а на горы менее известного и совсем закрытого для посещения заповедника на берегах водохранилища "Серра да Меза".



Заключительная треть этой трассы была ещё более близкой к идеалу, чем начальная.



И даже порадовала новеньким асфальтом на некоторых участках.

Последний из них заканчивался уже в городке Colina do Sul, где мы и подвели промежуточный итог пробега: около 90 километров по  GO-132 прошли за два с половиной часа.


Дорожный указатель обещал КПП заповедника в São Jorge ещё через 35 км по более оживлённой трассе GO-239. На деле оказалось не больше 30-ти, и через полчаса, ровно в десять, мы были уже у начала пешеходной части маршрута, о которой рассказано в репортаже Трекккинг к водопадам "Шапады". А пейзажи со следующих участков дорожной  эпопеи по северу штата Гойяс представлены в рассказе "Супершапада": за периметром заповедника  

Фото автора.
Последнее обновление: 19.10.2018

...визитная карточка PN Chapada dos Veadeiros, Alto Paraíso de Goiás GO
...список Лучшая сотня из бразильского путеводителя
...список Экотуризм: заповедники, водопады, пещеры, треккинг...

Комментариев нет: