вторник, 21 июля 2020 г.

"Путь веры": Кантагалу - Луминоза

В минувшую субботу 18.07.2020 мы прогулялись по пограничному участку "Пути веры": от посёлка Cantagalo муниципалитета  São Bento do Sapucaí SP до его соседа Luminosa входящего в состав уже другого муниципалитета и другого штата - Brasópolis MG. Расстояние между ними всего лишь 7,5 км, но в формате "туда и обратно" и с учётом разности высот это уже вполне достойный маршрут выходного дня, и проходит он по очень живописным местам:

Чтобы добраться к его началу мы сначала проехали на машине несколько десятков километров по асфальтированным дорогам, и при этом трижды пересекли границу между указанными штатами Сан-Паулу и Минас-Жерайс. А потом свернули с шоссе SP-042/MG-173 вправо - на грунтовую дорогу обозначенную как Estrada do Cantagalo, в начале которой стоял указатель расстояния до искомого населённого пункта: 12 км. Грунтовка оказалась вполне приличной, хотя и чуть ли не сразу стала забираться всё выше и выше.

Мы даже остановились чтобы полюбоваться видом на хорошо знакомую долину в таком непривычном ракурсе. Уже на самом перевале пересекаем границу штатов ещё раз:

Мы теперь уже в том самом Сан-Бенту-ду-Сапукаи, осталось только доехать по плоскогорью до его отдалённого района Кантагалу.

Неожиданно выезжаем на перекрёсток - справа в наше узкое грейдерное шоссе вливается ещё более узкая дорога, но при этом асфальтированная. И ещё стоит указатель, это запрещённый для грузовиков путь от центра города Сан-Бенту-ду-Сапукаи, который мы не так давно огибали по SP-042. Так что может быть воспользуемся этим вариантом на обратном пути, или в другой раз.

Тут же хутора вдоль дороги стали сгущаться, появилось и твёрдое покрытие - бетонные плитки, а кое-где и "лежачие полицейские". Проезжаем церквушку, школу, бар-магазин, потом небольшой подъём, и снов обычная грунтовая дорога - до нашей цели ещё больше пяти километров.

Пейзажи на высотах 1100 - 1200 м уже немного другие.

А самым примечательным объектом там оказалось большое хозяйство с оливковыми садами.

Ну вот и посёлок Кантагалу ("петушиная песня") - там не просто сгущение хуторов вдоль дороги, а ещё и несколько перекрёстков, и даже есть тупиковая площадь перед церковью и школой.

Вот тут и оставим машину, и начнём свою прогулку.

На этой площади обнаружились и другие интересные объекты: небольшая гостиница с бассейном во дворе, монументальная автобусная остановка с флюгером-петухом, и два информационных щита кольцевых туристических маршрутов, начинающихся на этой отметке:  1150 м над уровнем океана.

Оказывается, мы сейчас пойдём как раз по велодорожке номер 17, но только не весь круг, а лишь его первую четверть. Да и пешая тропа номер 13 тоже будет нас сопровождать поначалу. Берём её на заметку: пожалуй, в Кантагалу мы ещё вернёмся как минимум один раз. А то и раза два-три.

*****

Движемся всё по той же дороге далее в восточном направлении, но уже пешим порядком. На следующем перекрёстке видим стрелочку "Пути веры", так что пока не заблудились.

Посёлок не то чтобы заканчивается, но становится более рыхлым, и кроме хуторов там встречаются более крупные хозяйства. А также вольнобродячий ослик.

Фазенда в тылу у ослика просто стильная.

А вот и ещё одна жёлтая стрелка, и ещё одно скопление домиков у дороги.

А там паломников приглашают на привал - хоть направо (где сейчас по случаю коронавируса закрыто), хоть налево.

Слева есть микрочасовенка и домик с туалетом и с комнатой отдыха. Функциональность этого сервиса мы проверять не стали.

И примерно через полкилометра от старта уже определённо выходим из посёлка и встречаем первый указатель более серьёзного формата - с километражом.

118 км до Апаресиды, если спускаться туда от Кампус-ду-Жордан по более длинному варианту пути. Такие таблички должны встречаться на каждом чётном километре, но кое-где могут быть и пропуски.

Но и без них не соскучишься, и пейзажи красивые, и жёлтых стрелок хватает.

А кроме стрелок нередко встречается и реклама гостиниц и закусочных ждущих паломников в следующем населённом пункте.

Да и здесь по сторонам дороги то и дело встречаются жилые постройки.

Около одной из них путников маршрута №13 приглашают свернуть налево - за ворота небольшого хозяйство. Мы потом изучили это предложение, и оказалось что там настоящая лесная тропа проходящая по горному гребню на высоте 1600 м. Надо будет в ближайшие месяцы зарезервировать денёк и под такое удовольствие.

Ну а сегодня мы идём по жёлтым стрелкам, и подъём здесь пока почти никакой - дорога идёт вдоль маленькой речки.

Любуемся сельской идиллией и присматриваемся к той самой гряде с высотами около 1600 м.

Аромат придорожных эвкалиптов это настоящий допинг.

И тут-то он как раз и пригодился: на км 116 (т.е. через 2,5 км от центра Кантагалу) дорога резко сворачивает вправо и начинается крутой подъём типа серпантин.

Который вскоре сменяется более плавным и почти прямолинейным "тягуном", уже в тени настоящего леса.

А вот и перевал, это ориентировочно км 115.  Высота около 1270 м, прощаемся с муниципалитетом Сан-Бенту-ду-Сапукаи и штатом Сан-Паулу, дальше будет спуск.

А это уже пограничный знак сопредельной территории. Сбоку от дороги надёжно закрытые  ворота фазенды, паломников там сердечно приветствуют, но зайти не приглашают.

Да и зачем туда заходить если после четырёхкилометрового спуска ждёт самый настоящий городок.

Спуск-то более резкий, поначалу настоящий лесной серпантин. Как только деревья расступаются смотрим назад и радуемся что перевал там был не на самой макушке.

А дорога теперь извивается среди банановых плантаций. Причём банановые пальмы на редкость крупные, и кое-где даже делятся тенью.

Прямо между огромными листьями уже просматривается наш разворотный пункт, но мы пока только полдороги до него протопали.

Вот тут этот посёлок Луминоза, т.е. "Сияющий" уже просматривается совсем хорошо.

И родничок у дороги здесь очень кстати, вода зачётная.

Запоминаем: это около столбика "км 114", на обратном пути очень даже пригодится

Банановый пояс мы уже прошли, дальше пастбища, и местность совсем открытая, но всё же у дороги есть редкие тенистые деревья где можно передохнуть.

Бычков за оградами становится всё больше, среди есть и любопытные, и пугливые.

Ну а пока всякая мелочь бросается врассыпную, самые здоровенные бычища только вяло поглядывают исподлобья.

Вот этого мы назначили главным украшением местного пейзажа.

Ещё одна акция моральной поддержки набожных странников со стороны владельцев большой фазенды.

Дорога, которую здесь видно внизу, уводит веломаршрут №17 уже от Луминоза куда-то на юг, и на сегодня она у нас не в планах. От данного населённого пункта мы будем возвращаться в Кантагалу тем же самым путём. И табличка "км 112" подтверждает наши зрительные ощущения: до большой церкви ещё около километра.

Кстати, ни одна из 4-х табличек с чётными километрами на нашем сегменте не отсутствовала - все четыре были в строю и смотрелись бодро.

На заключительном отрезке пути у нас появилось воздушное сопровождение: в небе кружились два параплана.

Долина в которую мы сейчас спускаемся длинная, но не бесконечная. Там правее этот цирк замыкают точно такие же горы, и только парочка грунтовых дорог пробирается в штат Сан-Паулу через более высокие перевалы.

А в восточном направлении гряда может быть и не непроходимая, но сквозных дорог там вовсе нет.

На север долина тянется к собственно городу Бразополис, а на переднем плане у на тут ещё какие-то хутора и озёра или пруды. Это уже почти что периферия "Сиятельного".

Вот уже почти и спустились. С полукилометровой дистанции видно что в посёлке Луминоза есть две церкви с высокими колокольнями, и ещё одно многоэтажное строение синего цвета - самая большая из гостиниц для паломников.

Перекрёсток сельских дорог на подступах к посёлку: налево спуск к фазенде с теми самыми прудами и к тургостинице при ней. А налево продолжение пути к центру.

Последние сотни метров у нас снова в тени, и это радует - ведь подниматься начнём как раз здесь, и солнце будет ещё высоко.

Вот и начало мощёных улиц. у первого перекрёстка видим ещё одну "поузаду" - ту самую чья реклама нам уже намозолила  глаза и сегодня, и в тот день когда мы ходили по участку Параизополис - Кантагалу

Налево здесь начинается дорога на Бразополис, а направо та самая дорога вглубь долины что мы видели со спуска, и табличка веломаршрута №17 указывает именно туда.

*****
Ну а нам нужно идти прямо - мимо небольшой бело-голубой церкви к главной площади посёлка Луминоза.

Проходим мимо четырёхэтажной "поузады" синего цвета, по соседству с которой пристроился ещё и большой общественный туалет с табличкой приветствия паломников от имени городских властей. А вот уже и начало главной площади, мы дошли сюда от Кантагалу менее чем за два часа, несмотря на частые остановки для обзора и фотосъёмок местности:

Голубые таблички в центре этой конструкции представляют все возможные места для ночлега путников в этом населённом пункте. А две таблички справа напоминают что "Путь веры" здесь не закончился, а продолжается куда-то вдаль. Строго говоря, это название написано только на одной из них, на второй название маршрута "Путь монаха Гальвана" совпадающий с вышеупомянутым на всей его оставшейся части.

Главная церковь оказалась действительно большой, но внутрь в этот час заглянуть не удалось, дверь была закрыта.

Зато поблизости была открыта булочная-закусочная в которой подкреплялась группа велосипедистов. И не какая-нибудь, а с аккредитацией от организаторов "Пути веры". На другом конце площади работал более демократичный бар, а между ними располагались скамеечки с подписями от разных лиц и организаций. Часть из них даже в тени деревьев.

Мы там немного передохнули, закусили принесёнными фруктами, а потом поразведали ещё и кварталы в тылу у церкви.

Там прямо рядышком и школа, и центр логистики кооператива бананоплантаторов, засадивших этой мощной травой с трёхлетним циклом воспроизводства такую солидную часть горных склонов по соседству.

Обойдя школу мы заполучили вид над северной окраиной посёлка Луминоза на высокие горы к востоку от Бразополиса. На одной из них (Pico dos Dias, 1520 м) хорошо видно обсерваторию Национальной Астрофизической Лаборатории - главного научного учреждения Бразилии по части наблюдения небесно-космических далей. Где-то там по соседству находится и стартовая площадка для дельтапланов и парапланов, имеющей хороший послужной список в организации чемпионатов разного уровня.

Ну а продолжение "Пути веры" из Луминоза просматривается здесь, поначалу это в восточном направлении от главной площади, и куда-то вниз. Но спуск там совсем короткий, а потом следует поворот на юго-восток-юг, и начинается затяжной подъём, до очередного перевала на всё-той же границе штатов здесь примерно 8-9 км, с перепадом высот +850 м.

Этот участок мы добавляем себе в портфель перспективных маршрутов, и проходить его лучше от парковки на этой самой площади. А на этот раз прогуляемся обратно, к нашей сегодняшней парковке в Кантагалу.

Прощаемся с этим милым городком не спешащим объявить о своей независимости от муниципалитета Бразополис (по примеру Гонсалвис отпочковавшегося от соседнего Параизополис).

*****
Обратный путь занял примерно те же 2 часа, хотя на фотосъёмку уже почти не отвлекались. Но у родничка остановились, и не только пополнили запасы воды, но и немного там поплескались. Ведь высотный профиль в этом направлении был посложнее:

Если на первой четверти маршрута мы поднимались от Кантагалу к перевалу - всего-то 120 м, то на третьей четверти подъём от Луминоза составил уже те самые 370 м что так приятно было топать вниз на пути туда. Ну а небольшой спуск от перевала к Кантагалу это уже был приятный десерт. В общем итоге 15 км ходьбы с полукилометровыми порциями перепадов высот на подъем и на спуск.

Последнее обновление: 21.07.2020

...пешеходный маршрут "Путь веры"
...визитная карточка São Bento do Sapucaí SP
...визитная карточка Brasópolis MG (в разработке)
...список Экотуризм: заповедники, водопады, пещеры, треккинг