среда, 9 ноября 2011 г.

Знакомство с городом-самолётом

Brasília DF

Пришла пора познакомиться подробнее с этой необычной столицей. После обзора самолётной планировки города с воздуха и экскурсий по его главным достопримечательностям (Архитектура бразильской столицы), возникает желание побольше узнать о его истории. Особо в этом помогает посещение мемориалов президента JK и двух главных архитекторов города – Лусио Коста и Оскара Нимайера.

Выяснилось, что проект переноса столицы вглубь территории страны впервые был сформулирован еще португальскими колонизаторами, в середине 18-го века. С самой первой республиканской Конституцией 1891 года, под него были отведены наиболее подходящие земли на Центральном Плоскогорье, регионе практически равноудаленном от всех основных центров на атлантическом побережье.

Разработка проекта и начало строительства все время откладывались, пока не наступил 1955-й год. На одном из предвыборных митингов, энергичного кандидата в президенты по имени Жуселино Кубичек кто-то спросил, не собирается ли он начать воплощение этих грандиозных замыслов. Тот с ходу завелся: «да, конечно, и это тоже, включаю в мой Plano de Metas, как одну из ключевых задач на ближайшие годы». Нужно сказать, что весь этот стратегический план развития страны был рассчитан на несколько десятилетий и был сфокусирован на двух основных векторах – интенсивной интеграции все еще полуразрозненных бывших «капитанств» колонии, а также топливной и прочей независимости. И был-таки неплохо осуществлен, хотя занимались этим самые разные правительства, от сформированного самим «Жота-Ка», до череды военных, переходных и снова гражданских.

Сама же новая столица состоялась «в основном» уже в рамках следующего президентского срока. Из нескольких альтернативных схем застройки была выбрана та самая, ставшая знаменитой - в форме самолета. В 1958 году открылись административные здания исполнительной власти, а в 1960-м состоялась торжественная церемония открытия.

«Самолётный» план находится в обрамлении специально созданного водохранилища, известного как Озеро Параноа. По берегам озера построены элитные коттеджные поселки, утопающие в зелени. Особенно выделяются шиком дворечиков и уютом тенистых авенид два больших полуострова на противоположном берегу, северный по очертанию напоминает Италию («сапог»), а южный прямо так и назван «полуостровом министров». Если посмотреть на все это из окна пролетающего самолета, то действительно очень красиво. Но, с учетом соотношения ширины, фюзеляж для таких крыльев тонковат. Похоже скорее на стрелу и согнутый лук, но это и это тоже неточный образ.

Вот так оно выглядит на снимке с космической станции:



Еще больше похоже на птицу, растопырившую перья, но тут уже при отрицательной стреловидности крыла. Правда, при таком подходе все органы федеральной власти оказываются не в кабине пилотов, а в самом хвосте. Так что, пусть уж будет городом-самолетом.

В «Центроплане», т.е. в соединении крыльев и фюзеляжа, находится городской автобусный терминал,





под котором прячется центральная (но пока еще тупиковая) станция метро.

Вокруг этого места находятся сразу несколько крупных торговых центров, центральные оффисы банков и другие важные сооружения, а прилегающие части крыльев заполнены секторами дорогих отелей.



Помогает охватить все это взглядом смотровая площадка телебашни, которая находится в самой центральной точке всей схемы.



Сначала полюбуемся фонтанами, мимо которых прошли к лифту телебашни (вариант подняться по ступенькам здесь отсутствует, только спуск в аварийной ситуации).



Налево - Северное Крыло.



Направо – Южное Крыло,



за ним виднеется и аэропорт.



А это вид с той же башни в сторону «кабины пилотов» - Площади 3-х Властей. На ближнем плане выделяются венец Кафедрального Собора справа и пирамида Национального Театра слева. Направление в «кабину пилотов» четко указывают ряды одинаковых зданий министерств. Ну а характерное здание парламента, с его двумя полу-дисками, помогает идентифицировать и две соседние ветви власти, рядом находятся Президентский дворец и Верховный Суд Бразилии. Но зеленый полуостров на этом не заканчивается. Перед «кабиной» там еще умещаются изрядные просторы, с дворцами-резиденциями, культурными центрами и прочим. Чуть правее центральной оси виднеется и новое украшение – мост JK.

Осью называют и весь «фюзеляж», причем Монументальной. Монументальными являются и пространства и многие сооружения на ней, да и ее дорожная структура: в каждую сторону по 6 полос,



плюс мощные авениды-дублеры сразу за соседним кварталом с каждой стороны.

В стороне «хвоста» на первом плане оригинальное здание выставочного комплекса.



Далее – Площадь Бурити, где располагаются власти Федерального Округа, Мемориал индейских народов, Мавзолей и музей Президента JK (без F), площадь креста (самая высокая точка города, 1172 м).

Вдали, уже на пересечении с огибающей город автомагистралью, автобусно-железнодорожный терминал. Этот элемент транспортной системы оказался неудачно расположенным, тем более, что строительство магистральных железных дорог так и не началось, и перешел теперь на вторые роли. Новый суперавтовокзал был недавно открыт на более бойком месте той же автомагистрали – у кончика Южного Крыла, где проходят линии метро Метро города Бразилиа в сторону пригородов.

Кстати, о пригородах. Они возникли на месте временных городков строителей и очень быстро разрослись. К чести федеральных властей, поняв, что это уже станет постоянной застройкой, они взяли процесс под контроль, а потом и организационно присоединили все эти районы к столичной Мэрии. Стратегия развития транспортной инфраструктуры также была пересмотрена с учетом сложившейся реальности. Изначально город планировался на 600 тыс. жителей к 2000-му году. На данный момент население составляет около 2,5 миллионов человек, менее шестой части из которых проживает в собственно «крыльях», о которых стоит потом рассказать отдельно. Но если добавить еще и "кольцо Сатурна", то переваливает уже и за 3 миллиона. Это кольцо образует цепочка городов-спутников, выросших вдоль границы Федерального Округа со стороны штата Гойяс, власти которого не боролись с самостроем так организованно и последовательного, как федералы.

Здесь же нужно добавить, что «самолёт» просто и элегантно вписан в глобальную транспортную инфраструктуру. Одна из основных идей при выборе места для будущей столицы была связана с кратчайшим путем между северной и южной частями страны, не по дуге побережья. Поэтому основная автомагистраль BR-020 идет именно в этом направлении и огибает город с запада.



На кончиках крыльев она раздваивается, и дополнительный восточный рукав DF-002 пронзает оба крыла, без единого светофора или развязки в одном уровне.



Апофеозом дорожной схемы является вот эта непривлекательная, но эффективная развязка DF-002 и Монументальной Оси. Веер автодорог в регионы страны раскрывается с этой магистрали уже за городом, причем он пока еще не такой уж и плотный, особенно в северной части.

А под конец этого репортажа полюбуемся на город-самолёт из окна самолёта, пролетающего прямо мимо Монументальной Оси.


Северное крыло в таком ракурсе тянется вправо, а Южное влево. На Оси же особено чётко выделяются здания конгресса и выставочного комплекса. А мост JK пытается спрятаться в облаках. на ближнем плане слева.

Фото автора.
Последнее обновление: 14.08.2013

...визитная карточка Brasília DF
...список Лучшая сотня из бразильского путеводителя
...список Мегаполисы, столицы, крупные города
...cтраница "ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ"

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Виктор, снова пригодились Ваши материалы. Снова говорю "спасибо!"

Viktor Pastoukhov комментирует...

Очень рад! А где можно почитать рассказы о новом путешествии?
Кстати, мы тоже в Бразилиа высаживаемся 28 марта. Арендуем там машину прямо в аэропорту и поедем к верховьям реки Токантинс.