среда, 10 января 2018 г.

Виртуальная экспедиция по Бразилии: дни 15-30, регион ЦЕНТРО-ЗАПАД

День 15-й (09.01.2018)

Не соблазнившись ночными автобусами до столицы штата Мату-Гроссу-ду-Сул, уже знакомого мне Кампу-Гранди, решил по дороге посмотреть ещё и второй город по размерам штата - Доурадус, а оттуда сделать зигзаг через Бониту и краешек Пантанала. К моменту пересечения границы штатов и регионов по мосту через реку Парана, свою начальную стратегию по Цетнтро-Западу уже скорректировал, и теперь уже не хочу делить его на два участка, а буду стараться закрыть эту тему, после чего продвигаться в Амазонию (регион Север).

Смотрим расписание автобусов по участку Guaíra-PR - Dourados-MS: с ходу нашлось целых 4 дневных - отправлением с 9:40 до 13:30, время в пути 4 часа (270 км по хорошим дорогам). Так что, насладившись приятными пейзажами и подивившись обилию бычков на пастбищах, во второй половине дня уже знакомлюсь с быстрорастущим экономическим центром приграничного региона.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Город основан в начале 20-го века,а сейчас там более 200 тыс. жителей. Носит неформальные титулы "Portal do Mercosul" и "Cidade Modelo". Оба ещё не полностью оправданно, но перспективы чувствуются. Да и по доходам на душу населения позиционируется выше и среднего уровня штата, и его столицы, не говоря уже о среднебразильском.

Заселился в отель Ibis у автовокзала, без заказа завтрака, т.к. следующим утром хочу двинуться в путь пораньше - взял билет до Бониту на 6 ч.

День 16-й (10.01.2018)

Ещё около 300 км дорог штата Мату-Гроссу-ду-Сул, на этот раз в том числе и местного значения. Ехал на автобусе компании Viação Cruzeiro do Sul с множеством остановок, но к полудню прибыл-таки в Бониту. Причем предпоследняя остановка была в городке Жардим, и на территорию этого муниципалитета мне хочется вернуться для повтора самых лучших моментов поездки по этим краям в 2017-м году, но из тактических соображений предпочел остановиться на 2 ночи в Бониту и там купить нужные мне экскурсии.

И вот уже иду по центральной улице в поисках знакомого турагентства Tucanotur или что-то в этом роде. Но сначала вижу телефоны-автоматы в тематическом оформлении.

Быстренько купил две поездки полного дня: на завтра сплавляться с маской по Риу-да-Прата (Золотой блеск Серебряной Реки), с визитом к попугаям на десерт (Долина Больших Красных Попугаев), а на послезавтра на одну из фазенд Южного Пантанала. Первая будет  как раз в обратную сторону, где проезжал только сегодня, но зато вторая поможет мне продвинуться дальше по маршруту, до г. Миранда, где и останусь  послезавтра.  Оттуда будет проще добираться в Кампу-Гранди, может быть даже сразу и уеду ночным автобусом. В крайнем случае после ещё одной ночёвки уже на BR-262.

Ну а на вторую половину сегодняшнего дня было намечено восполнить один давнишний пробел, и поплавать с маской по прозрачной речке в Balneário Municipal, что всего лишь в 7 км от города.

День 17-й (11.01.2018)

Один из немногих дней этой виртуальной экспедиции целиком и полностью посвящённый повторам лучших моментов. В этот раз захотелось заново пережить самый яркий из семи дней поездки в Бониту в июле 2007-го. Большая его часть прошла в Rio da Prata, см. Золотой блеск Серебряной Реки

А в предзакатные часы нас очаровала Долина Больших Красных Попугаев

День 18-й (12.01.2018)

В отличие от предыдущего дня это уже не совсем повтор, а скорее развитие жанра. Поскольку существует кое-какой выбор принимающих "турбаз" при однодневных экскурсиях в Южный Пантанал с выездом из Бониту, а в 2007-м году мы попали на фазенду Сан-Франсиску (Природа Южного Пантанала), на этот раз выбрал тур по более многоводной реке Миранда: Passo do Lontra

С правом на новые пейзажи при примерно таких же развлечениях.

По дороге туда-обратно остановки для завтрака и для ужина на BR-262 — в той же придорожной закусочной на периметре города Миранда, где останавливаются буквально все и туристические и рейсовые автобусы. Возвращаться оттуда в Бониту (ещё 2 часа по грунтовым дорогам) уже не входило в мои планы. Пошёл пешком на знакомый уже по поездке Корумба — Кампу-Гранди автовокзал г. Миранда (до него там метров 400) и купил билет на ночной автобус до столицы штата.

День 19-й (15.01.2018)

Ждать пришлось долго, уехал из Миранда только в половине третьего утра. А в шесть уже прибыл на автовокзал Кампу-Гранди, с которым мне так и не пришлось познакомиться в поездке 2013-го года (вышел тогда из автобуса этой же линии из Корумба не доезжая - в центре города, а дальше потом летел самолётом). Остановка в достаточно мне знакомой столице штата планировалась не только для формальной отметки, очень хотел попасть в новый Аквариум Пантанала - крупнейший в мире пресноводный аквариумный комплекс. Но его так пока ещё и не открыли для посешения публики, так что оставим на следующий раз. И в девятом часу утра уже еду дальше - на северо-восток штата Мату-Гроссу-ду-Сул.

Более 330 км и почти 6 часов езды по хорошему асфальту,  около двух часа дня высаживаюсь во втором по привлекательности для жизни и бизнеса городе штата, быстро развивающемся Шападау-ду-Сул (23 тыс. жителей).

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Его монументальные придорожные скульптуры впечатляют и размерами и тематикой. Но не задержат здесь надолго, как и в Кампу-Гранди мне тут нужно в основном перекусить и двигаться дальше. Через пару часов выезжаю местным автобусом через границу штата, ещё полсотни километров, и меня ждёт почти что тёзка пункта пересадки - Шападау-ду-Сэу в юго-западной оконечности штата Гояс. Один из его двух отелей это уже мой тёзка, тут и остановлюсь. Через приемную отеля сразу занялся организацией завтрашней экскурсии в близлежащий национальный парк. Шансов сдалать это так быстро немного, разве что в индивидуальном формате.

Так что сегодня был неслабый дорожный день: три отрезка автобусами, в сумме больше 600 км, а завтра начнем осваивать новую местность.

День 20-й (16.01.2018)

Как и предполагал, рано утром двинуться прямиком в укромные уголки заповедника было нереально, но всё же в приемной отеля меня ждал списочек адресов и телефонов гидов, с которыми стоило пообщаться на эту тему. На что и ушла основная часть этого дня. Заодно слегка передохнул, отоспался в неавтобусных условиях, помедитировал на тему продолжения маршрута...

Ну и мимоходом ознакомился с ещё одним населённым пунктом. Окружённый соевыми полями Шападау-ду-Сэу по населению примерно втрое меньше чем сосед - около 8 тыс. жителей.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Но он не менее харизматичен, и тоже силён по части нетрадиционного монументального искусства. К тому же вовсю покрывает свои грунтовые улицы свеженьким асфальтом.

К концу дня нашлось компромиссное решение на завтра: не индивидуальная экскурсия, а для малой группы из 3 человек. Но с включением сплава на каких-то надувных кругах, который так интересен составившей мне компанию парочке, за счёт одного из интересующих меня водопадов.

День 21-й (18.01.2018)

Наконец-то нацпарк Эмас, природный памятник Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Кстати, он зарегистрирован там под номером 1035 в паре с Шапада-дус-Веадейрус, при расстоянии сотен километров между ними. Поскольку с Шападой успел уже неплохо ознакомиться в реальной жизни, в этой виртуальной экспедиции, пожалуй, обойдусь без повтора и немного спрямлю маршрут следующих дней.

А пока в приятной компании направляюсь к южному из двух порталов этого большого заповедника (132 тыс. га), он называется portão do Bandeira и находится в 30 км к востоку от Шападау-ду-Сэу. Дорога грунтовая, но неплохая. А среди пастбищ можно увидеть и тех самых страусов нанду, что украшают центральную улицу городка, причём в более серьёзных количествах.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Большие сине-жёлные попугаи "арара каниндэ" тоже встречали ещё на подходах к порталу, а в самом заповеднике они чередовались с красно-синими родственниками того же калибра. Заповедник порадовал красивыми пейзажами, и даже удивил количеством и мощью водопадов - по контексту окружающей его местности всё представлялось более сухо и плоско.

Вернулись в городок около 18 ч., так что ещё успел на вечерний автобус до Минейрус (почти 120 км севернее, 2,5 часов езды по асфальту).  Оттуда будет легче проникнуть в другую часть заповедника, в приемной привокзального отеля мне даже твёрдо пообещали завтрашний успех.

День 22-й (19.01.2018)

И действительно, не зря именно Минейрос считается воротами национального парка Эмас, это ближайший к нему достаточно крупный город (62 тыс. чел.), при этом расположенный как раз со стороны столиц страны и штата, откуда и едет подавляющее большинство посетителей. И символика НП встречает уже на вьезде в город.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Приятный зелёный город с чёткой планировкой улиц. Бросаются в глаза ещё одна большая уличная скульптура на индейскую тему, а также две солидные церкви.

Как и дороваривался, утром мне позвонили из приёмной отеля чтобы сообщить о начале завтрака и о времени отправления на экскурсию - в 7:00, т.е. ровно через полчаса после этого начала.  Быстренько собрался, позавтракал, и оформил свой выезд, всё же пристроив на хранение до вечера свой основной рюкзак. В 7:08 появился экскурсионный микроавтобус мест на 15-20,  загружен почти наполовину. Вместе со мной вошли ещё 2 человека, и вот уже едем на встречу с природой. До северных ворот нацпарка (Portão Jacuba) здесь целых 85 км, намного дальше, чем вчера ехал до южных. Но по неплохой асфальтированной дороге, чуть больше часа езды, с прослушиванием полезной информации гида.

А вот и настоящие ворота заповедника, и тоже украшены скульптурами всякого зверья.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

И в северной части НП Эмас его наблюдение организовано хорошо. Нас быстренько обилетили и пересадили в оборудованный для такого сафари грузовичок.  Наконец-то снова повстречался с симпатягами муравьедами, для меня это был настоящий хит программы. Птицы-косули-шакалы тоже украсили эту более степную, чем у южных ворот местность.

Так что пейзажи тут больше соответствовали ожиданиям, но и речная-водопадная часть тоже состоялась, только оказалась намного компактнее, чем вчера. А общий километраж и комплекс впечатлений даже побольше, так что к вечеру возвращаемся в город уставшие и счастливые.

Cледующие цели - старая и нынешняя столицы штата, первая из них тоже Памятник ЮНЕСКО. Но прямых автобусов в Старый Гойяс отсюда нет, да и кроме как из Гояния мало откуда найдутся. Ехать в Гояния ночным (1:00-7:30) что-то не потянуло, решил продвинуться местным автобусом только до соседнего и более крупного города Жатаи (около 50 км за 1 час) и попытать счастья там.  Там тоже на Гойяс ничего не светило, зато выбор отправлений на Гояния уже богатый, а  остаточное время в пути сократилось до 5-ти часов. Решил переночевать по-человечески и ехать днём.

День 23-й (15.02.2018)

Ожидал от остановки в стотысячном Жатаи всего лишь удобной пересадки и мимолётного знакомства с одним из благополучных городов центра штата Гойяс, и получил всё это с процентами: сработало по полной и к тому же состоялось ещё одно небольшое открытие.  Там обнаружился Мемориал легендарного президента Жуселино Кубичека - http://memorialjkjatai.blogspot.com.br/ .  Который именно на митинге в этом месте и впервые официально объявил себя кандидатом, и пообещал перенести столицу страны в Центральное Нагорье. Поэтому Жатаи теперь считает себя родителем чудо-города Бразилиа. Мемориал красивый и познавательный, он расположен в одном из двух больших и богатых озёрами парков города. Фирменный знак всё того же Оскара Нимайера, постаравшегося и здесь. (фото из региональной газеты).

Ну а вечером меня ждала уже столица штата - Гойяния, куда с удовольствием возвращаюсь уже не впервые.

На этот раз только чтобы пройтись по центральному проспекту, поужинать, и переночевать в одном из привокзальных отелей перед утренним выездом в "Старый Гойяс".

День 24-й (16.02.2018)

Как и в реальной поездке почти 7 лет назад, почти 4 часа в автобусе компании MOREIRA, и вот он, симпатичнейший город Гойяс.

Он  просто униклен этим удивительным сочетанием достоинств исторического памятника (№993 во Всемирном Наследии ЮНЕСКО), бывшей столицы штата размером с Германию, и актуального "райцентра" тоже довольно значительного, и не только по площади, сельхозрегиона.

На этот раз не буду повторять прежней ошибки и возвращаться в Гояния вечером, а останусь тут до завтра. Чтобы подольше побродить по этим узким цветным улочкам.

Побольше узнать о самых ценных из его памятников архитектуры.

И ещё раз без спешки зайти в дом Кора Коралина  - см. Старый добрый Гойяс

День 25-й (19.02.2018)

В основном дорожный день, но до полудня всё там же - в Старом Гойясе. Отдохнул душой, что называется.  Предварительные планы были смелые: поискать оттуда другие пути в сторону Бразилиа и больше не заезжать в Гояния.

Но ничего очень привлекательного в этом плане не нашлось, поэтому покатил проторённой дорожкой: 4 + 2,5 часа.

Одну фишку из своего опыта последних лет всё же задействовал: доехал не до главного автовокзала федеральной столицы, а только до пригородного терминала Такуатинга. Где поблизости и приземлился в экономотеле, втрое дешевле, чем это обошлось бы в Setor Hoteleiro под тенью телебашни. А завтра поеду в парадную часть города на метро

День 26-й (20.02.2018)

Отдаём должное ещё одному памятнику ЮНЕСКО - современному городу Бразилиа. Он мне уже давно и неплохо знаком, но с удовольствием пройдусь ещё раз по "монументальной оси" ми полюбуюсь ее символами. М.б. даже впервые зайду внутрь некоторых из этих  архитектурных монументов.

В 17:30 вылетел на самолёте в столицу штата Мату-Гроссу - город Куяба. Было бы обидно ехать на автобусе, хоть и ночном в основном,  чуть ли не задним ходом почти в точности через те места, по которым неспешно продвигался в федеральную столицу последние 5 дней. Да и билет был дешевле, и это прямо за сутки до вылета.

День 27-й (21.02.2018)

Первый день ушел на знакомство с городом и на покупку однодневных экскурсий на следующие два. Формально в Куяба побывал и раньше, но то была быстрая пересадка с самолёта на автобус в Касерис. И вот теперь познакомился с ним как следует. Это не такая динамичная провинциальная столица как Кампу-Гранди, но тоже начинает выходить из застоя.

День 28-й (22.02.2018)

С раннего утра до поздней ночи тур по Пантаналу, предпочёл вот этот вариант

(Коллаж из фотографий с указанной выше ссылки)

День 29-й (26.02.2018)

С раннего утра до поздней ночи тур по национальному парку Chapada dos Guimarães - http://www.icmbio.gov.br/parnaguimaraes/.

Всего лишь в 70 км от столицы штата начинаются эти удивительные ландшафты.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Они не только напомнили все прелести уже знакомых мне суперзаповедников в штатах Мату-Гроссу-ду-Сул (Serra da Bodoquena), Гояс (Chapada dos Veadeiros) и Пиауи (Serra da Capivara), но и превзошли всё это и по масштабам, и по красоте. И просто наповал сразили этим сочетанием голубизны прозрачных речек и озёр с обилием гротов и водопадов. Один из которых заслуженно считается почтовой открыткой штата Мату-Гроссу, см. верхние снимки

Три ночёвки в Куяба оказались суперпродуктивными, но завтра нужно ехать дальше...

День 30-й (27.02.2018)

По простейшей логике этого путешествия, нужно было двигаться прямиком в столицу соседнего штата Рондония, г. Порту-Велью - уже в регионе СЕВЕР. Но автобус идёт больше суток, и захотелось разбить этот отрезок на три, в том числе чтобы наконец-то посмотреть и город Касерис, через который уже однажды просквозил проездом - см.  К погранпереходу из Касерис (штат Мату-Гроссу) в боливийский Сан-Матиас. Три часа на автобусе по уже немного знакомой дороге, и вот уже знакомлюсь с центром города.

Его кафедральный собор Сан-Луис и прилегающие площади и в самом деле привлекательны.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Хотя известен Касерис в основном как отправной пункт водных экскурсий рыболовного толка по реке Парагвай.

На берегах этой реки и провёл оставшуюся часть дня до отъезда в 16:20 г. Жи-Парана (штат Рондония).  В этом автобусе компании EUCATUR уже ночью пересек границу и штатов и регионов, поэтому продолжение будет уже в другом рассказе: Виртуальная экспедиция по Бразилии: дни 31-58 регион СЕВЕР