суббота, 26 декабря 2020 г.

Через Край Драгоценных Камней на Берег Какао

Автопутешествие в ноябре 2020: 12 дней и 3,6 тыс. км 

Мы втроём выехали из Taubaté SP в воскресенье рано утром и располагали двумя сутками (т.е. в основном двумя днями) чтобы добраться до Ipiaú BA, после чего путешествовали уже вдвоём, и по свободному графику. В результате сумели не только хорошо сориентироваться на местности, но и основательно ознакомиться с одной из главных жемчужин побережья штата Баия - пляжем Таипу-ди-Фора (Praia Taipu de Fora) и его коралловыми чудесами. Этот лакомный кусочек полуострова Марау находится в 40 км от ближайшей асфальтированной дороги, поэтому было очень кстати воспользоваться для "поездки внутри поездки" (с 11-го по 14-е ноября) более подходящим для грунтовок автомобилем базировавшимся в Ипиау в последние месяцы. На бравом "Mitsubishi TR4 2.0" мы прошли те 330 км что в приведенном ниже дневнике выделены наклонным шрифтом, а все остальные 3324 км нас вёз штатный "Toyota Etios Sedan XLS 1.5", выдавший в среднем по 17,2 км на каждый литр бензина бразильского стандарта (т.е. на 25% разбавленного спиртом). В пересчёте на 100 км это 5,8 л - очень даже приличная топливная эффективность с учётом рельефа, скоростей и загрузки, да и специфики более расходной спиртовой добавки тоже. На обратном пути мы сделали ещё один крюк к береговой линии и на 2 дня приземлились в Prado BA. В общем и целом поездка прошла удачно, дорожные условия  были от хороших до приемлимых, а вынужденные остановки редкими и (за одним исключением) короткими.   

Самые запоминающиеся дорожные пейзажи нас ждали на северо-востоке штата Минас-Жерайс, между г. Теофило Отони ( Teófilo Otoni) и границей со штатом Баия, причём сначала мы пересекли этот "Край Драгоценных Камней"(Região de Pedras Preciosas) по основному меридиональному шоссе BR-116, а на обратном пути по диагональному BR-418. Это стало хорошим довеском к красотам побережья штата Баия на участках известных как "Берег Какао" (Costa de Cacau) и "Берег Китов" (Costa de Baleias):    



Отрезки пути и места ночлега по дням:

08.11.2020. Taubaté SP - BR-116 - BR-393 - BR-116 - Teófilo Otoni MG (921 км)

09.11.2020. Teófilo Otoni MG - BR-116 - BR-330 - Ipiaú BA (603 км)

10.11.2020. Ipiaú BA (0 км) 

11.11.2020. Ipiaú BA - BR-330 - BR-101 - BR-030 - Barra Grande, Maraú BA (140 км

12.11.2020. Barra Grande, Maraú BA (16 км

13.11.2020. Barra Grande, Maraú BA (0 км) 

14.11.2020. Barra Grande, Maraú BA - BR-030 - BA-001- Camamu BA - BA-652 - BR-330 - Ipiaú BA (174 km

15.11.2020. Ipiaú BA (0 км) 

16.11.2020. Ipiaú BA - BR-330 - BR-101 - BA-489 - Prado BA (482 км) 

17.11.2020. Prado BA - BA-001 - Cumuruxatiba BA - BA-001 - Prado BA (56 км) 

18.11.2020. Prado BA - BA-001 - BR-418 - BR-116 - São João do Manhuaçu MG (677 км) 

19.11.2020. São João do Manhuaçu MG - BR-116 - BR-393 - BR-116 - Taubaté SP (585 км) 

  

Схема маршрута


Уже по формату этой схемы понятно, что почти тысячекилометровый участок Taubaté - Teófilo Otoni пройденный в самом начале туда, а в конце обратно, можно отнести к чисто транспортной составляющей поездки, и даже фотографий оттуда мы не привезли. А вот большая петля прокрученная нами по часовой стрелке (Teófilo Otoni - Ipiaú - Prado - Teófilo Otoni) запомнилась не толькоиз активным продвиженим, но и необычными пейзажами. А ещё там есть и малая петля, или просто недлинная вылазка из Ipiaú в Barra Grande, и там основным содержанием был именно контакт с природными красотами. Ниже привожу ещё несколько сборных иллюстраций и комментарии к фотоальбомам об основных остановочных пунктах и о живописных участках дорог.

------------------------

В первый день поездки (воскресенье) мы выехали рано утром и продвигались с завидной лёгкостью. Программой-минимум было доехать до города Governador Valadares MG и приземлиться на ночлег в одном из его отелей, но там мы оказались уже около 18 ч., хотя и в сумерках, и за счёт частых смен за рулём не были уставшими. Поэтому решили продвинуться дальше, и через пару часов заехали в Teófilo Otoni MG - тоже достаточно большой город располагающий хорошим выбором отелей, но при этом поспокойнее в плане дорожного движения. 

Утром второго дня нас ждали необычные горы разбросанные по северо-востоку штата Минас-Жерайс:



Но дорожное полотно стелилось примерно по такому же рельефу что и на остальной части Минаса, и ехалось всё ещё неплохо - помогали дополнительные полосы на подъёмах. Только за несколько десятков километров до границы штатов в наше шоссе BR-116 влился  плотный поток грузовиков с диагонального BR-251 приткнувшегося слева - со стороны региона Montes Claros MG.

В штате Баия началась волнистая равнина и дорога стала прямой, а видимость ограничивали в основном складки рельефа. Появились пункты оплаты дороги (и пришлось платить соответствующие сборы), и качество асфальта на многих участках улучшилось. Через сотню километров после границы штатов нас ждал крупнейший город всего маршрута - 
Vitória da Conquista BA (около 350 тыс. жителей), знакомство с которым мы сумели отложить на послековидные времена благодаря его новенькой оружной дороге.


Заключительный отрезок этого броска на север, от Витория-да-Конкиста до г. Жекие (Jequié) оказался самым стрессовым: съезды с шоссе в некоторые городки были блокированы санитарными кордонами (скорее всего они вели принудительное измерение температуры), а встречные грузовики много раз агрессивно шли на обгон и вываливались на нашу полосу так, что приходилось уворачиваться от них по достаточно просторной и ровной обочине. На окраине Жекие прощаемся с BR-116 подарившей нам немало красивых картинок:  2020 MG-BA BR-116 

Огибаем центр этого довольно крупного города (более 150 тыс. жителей) с южной стороны и выезжаем по BR-330 в направлении юго-восток, до нашего пункта назначения ещё около 50 км пути вдоль берегов солидной реки Rio de Contas - главного украшения всего региона, и города Ипиау который станет нашим глвным опорным пунктом на этом маршруте (4 ночёвки в общей сложности): 


Ипиау это не просто один из многочисленных городов среднего размера в восточнй части штата Баия. Хотя он и примерно втрое меньше своего соседа (под 50 тыс. жителей), он тоже служит центром притяжения для жителей более мелких населённых пунктов этого довольно благодатного и хорошо освоенного региона. Поэтому там обнаружился непропорционально большой и оживлённый центр, насыщенный многопрофильной торговлей, да и в целом инфраструктура очень приличная, есть и очень привлекательные жилые райончики. А местный колорит усиливают несколько предприятий по производству замороженной мякоти фруктов и конторы по закупке какао. Так что титул образцового муниципалитета штата ("Município Modelo da Bahia") получен заслуженно, вот наши фотозарисовки оттуда: 2020 BA Ipiaú   

----------------------------

Кратчайший путь из Ипиау на полуостров Марау полностью проходит по федеральным дорогам, но большей частью без твёрдого покрытия. Первые 50 км мы проследовали по той же BR-330 что привела нас в Ипиау двумя днями раньше, и в том же направлении юго-восток, вдоль берегов реки Контас. Проехали сквозь небольшой городок Убата (Ubatã) и мимо современной ГЭС водохранилище которой полностью уместилось в каньоне реки, после чего выбрались на оживлённую трассу BR-101 и повернули к югу - чтобы через 5 км свернуть в более крупный город Убайтаба (Ubaitaba) где обнаружилась приличная набережная реки Контас (чего пока не хватает в образцовом Ипиау). 


В конце этой набережной начинается участок уже другой диагональной дороги, BR-030, а ещё через несколько километров асфальт заканчивается. Но дорога продолжается: она уходит от берега реки в направлении северо-восток, а после пересечения с асфальтированной BA-001 ещё круче к северу. 

Это значит что мы уже на полуострове, и на следующих четырёх десятков километров будут повороты к нескольким привлекательным пляжам. Для начала выбираем два из них. 


Сначала полюбуемся яркими красками и впечатляющими просторами "хлопкового пляжа"  (Praia de Algodões), а потом ещё и более узким Praia de Saquaíra где видны волны иногда наступают на прибрежные посадки кокосовых пальм. Но приземляться там на несколько дней не стоило, следуем до намеченного нами Taipu de Fora


Здесь и с красками и с просторами не хуже, но в дополнение к этому есть ещё и большой коралловый риф, так что есть где поплавать-понырять с маской с целью наблюдения подводного мира. На тихих улицах прилегающего пляжного посёлка обнаружилось множество разнообразных тургостиниц, быстренько выбираем подходящую и следующие трое суток будем базироваться в этом раю.  

Эти дни в Таипу-де-Фора мы использовали на все 120%. Хорошие отливы выпадали на утренние часы, что позволяло подолгу не вылезать из кораллов.


Размеры этого природного аквариума и разнообразие обитающих там рыбок оказались на уровне лучших бразильских образцов. А доступность для тех кто поселился рядышком просто наилучшая, но из-за всех сложностей этого года под флагом карантинов даже в пиковые часы было немноголюдно.   

Во второй половине дня мы предпочитали выдвигаться на более отдалённые участки пляжа, а то и на соседние, так что ежедневно набирали ещё и неплохой километраж пешим порядком. 

В день прибытия закат солнца произошёл прямо за пальмами нашего пляжного посёлка, что подсказало нам две идеи. Вторая из них это посещение главного посёлка на кончике полуострова - Barra Grande, с правом на фирменный закат за водами залива и нагорьем с которого мы на этот полуостров и приехали (снимок внизу слева):   


Ну а первая и главная это по утрам выходить на наш ближний пляж пораньше и встречать там рассветы наблюдая как солнце выныривает прямо из океана. (снимки справа) 

Все фотографии этих трёх дней здесь: 2020 BA Península de Maraú 

На четвёртый день возвращаемся в Ипиау, но уже частично по другому пути - после выезда с полуострова поворачиваем по новенькому асфальту этого участка BA-001 на север чтобы заехать в городок Камаму (Camamu), из речного порта которого ходят суда доставляющие большую часть туристов на полуостров Марау (к причалам посёлка Barra Grande). Из-за этого зигзага дистанция увеличилась примерно на 40 км, но при этом грунтовок было на столько же меньше. Виды порта и историческая часть городка вполне оправдали этот манёвр:

И у нас получился ещё один небольшой фотоальбом: 2020 BA Camamu

-------------------------

После ещё одной пары дней в Ипиау ещё оставалось четыре дня до намеченной даты возвращения домой, и мы решили начать движение, но не по кратчайшему пути, а с новым заездом на побережье, избегая при этом части самых неприятных участков шоссе BR-116. Слегка удлинившийся километраж можно будет поделить уже не на две части, на три, и ещё останется день в запасе чтобы где-то передохнуть.  Только вот где именно? Выбираем методом исключения. 

1. Ближайший к Ипиау участок побережье очень привлекателен, это как раз Итакаре с его четвёркой первоклассных пляжей, обеспечившей 11-й номер в списке ЛУЧШАЯ СОТНЯ ИЗ БРАЗИЛЬСКОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ, и располагающий длиннейшими пляжами и знаменитым историческим центр Ильеус. Но, скорее всего, наш следующий визит в Ипиау состоится в другом формате, и как раз аэропорт Ильеуса станет главным ориентиром, поэтому пока оставим эти направления в запасе.

2. Немного южнее находится очень привлекательный сегмент - Порту-Сегуру и его окрестности. Но мы его уже разведывали, да и конфигурация дорог между меридиональным шоссе BR-101 и берегом океана там такая, что крюк получится очень ощутимый. Так что мы туда может быть ещё и заглянем, но только не на денёк, а чтобы побыть подольше, поэтому тоже оставляем на перспективу.  

3. Ещё южнее находится Prado BA, а ехать туда около 500 км, что позволит уже в первый день отхватить заметную часть от ждущих нас 1,8 - 2 тыс. км обратного пути, так что ещё на два дня останется вполне гуманная порция. К тому же можно будет не только съехать туда с BR-101 по диагонали (BA-489 из города Itamaraju), но и дальше продвигаться на юго-запад с минимальными отклонениями от идеального вектора. Так что это сейчас оптимальный вариант, и остановимся на нем.

-------------------------      

Маршрут из Ипиау в Праду начинался по уже знакомой BR-330, но на этот раз мы не заехали в Убаитаба, а продолжили движение по BR-101 на юг. Это шоссе оказалось достаточно свободным по сравнению с почти параллельным но более коротким BR-116. И тоже не без "лежачих полицейских" на урбанизированных участках, хорошо ещё что самый большой город этого региона (Itabuna BA) оно огибает по западному полукольцу. 



Дальше на юг плотность населения заметно снижается, проезжаем даже и через заповедные территории, а после города Эунаполис (Eunápolis) и ответвления дороги на Порту-Сегуру на горизонте появились дожди. Поэтому мы отказались от идеи заезда в нацпарк "рождественской горы" (PN Monte Pascoal), и вскоре после заманивавшей к нему таблички остановились на обочине чтобы полюбоваться горным пейзажем в обрамлении. Фотографии с дорог этого дня: 2020 BA BR-330, BR-101.

Один из этих дождей нам пришлось пересекать в концовки пути к городку Праду, в центре которого мы и остановились чтобы  пообедать и прикупить провианта в дорогу. После чего проехали ещё 8 км вдоль берега океана на север - до намеченной заранее тургостиницы на "пляже Маяка"(Praia do Farol), и хотя BR-001 на большей части этого участке пока ещё не имеет твёрдого покрытия, она ровная и широкая, а после дождя там ещё и пыли не было. 



Остаток дня и вечер мы провели на этом пляже и на обширной территории тургостиницы с хорошим бассейном. Оттенки и прозрачность океанской воды на "китовом побережье" уже не такие как мы наблюдали в нескольких сотнях километров к северу, поскольку здесь на десятках километров к полосе песка выходит глинистый обрыв, постоянно подмешивающий в полосу прибоя порции мыльного грунта. Пройдя вдоль этой стенки и потрогав её руками мы сначала подумали что и вода тут тоже липкая, но оказалось что для купания очень даже нормальная, только с маской плавать уже не стоит. Зато этот береговой рельеф очень красочный и делает пейзажи к северу от Праду на редкость живописными.  

Умеренные волны, хорошие виды от маяка и бесконечная полоса песка - вполне достойное место мы выбрали для привала. Но всё же провести там двое суток безвылазно было бы скучновато, так что на второй день после утренних заплывов и променадов мы позавтракали и поехали на машине ещё дальше на север. Сделали остановки ещё на паре смотровых площадок и на нескольких пляжах, а надолго застряли на том из них где в дополнение к стандартному набору красот обнаружилась ещё и интересная речка с лагуной и кусочком мангровых зарослей  - Praia Japara Grande
  


В конце концов доехали и до известного посёлка Кумурушатиба (Cumuruxatiba), как раз в обеденное время. Познакомившись с простецкой архитектурой и рыбной гастрономией этой отдалённой части муниципалитета Праду мы отступили в свой редут, а во второй половине дня и вечером повторили там вчерашнюю программу.

Третий день обратного пути снова  начали на пляже.  После завтрака ещё с часок поплескались в бассейне, и выехали без спешки, около 9-ти часов утра.  И всё же по его итогам позади осталось больше половины остававшейся до дома дистанции - почти семь сотен километров. Выбранный нами маршрут оказался комфортным по части дорожных условий, начиная с асфальтированного участка прибрежной BA-001в южную сторону от Праду. Немного не доезжая до городка Каравелас мы свернули на диагональную BR-418, заасфальтированную только 4 года назад. Плоский рельеф, ровное покрытие и всё ещё небольшая загрузка, как до, так и после пересечения с BR-101, обеспечили хорошую среднюю скорость, даже с учетом остановок для закупки фруктов и тактической дозаправки перед пересечением границы штатов (в Минасе цены на топливо были выше). В штате Минас-Жерайс нас ждали более занимательный рельеф, практически не усложнивший езду, и ещё один приятный сюрприз: в чистом поле в окрестностях города Нануки (Nanuque) стоял пассажирский самолёт, уже практически нигде не летающей модели B727-200 в раскраске давно исчезнувшей авиакомпании VASP (вспомнилось что летал на таком в 1997-м году в Амазонию и обратно). Ну а после въезда в город Carlos Chagas, у которого мы притормозили на обед, снова начались те самые скалы причудливых форм.



Несравненный Край Драгоценных Камней, это незапланированное открытие стало нашим бонусом на маршруте. Только на этот раз мы пересекаем его не с юга на север, а с востока на запад, фотографии здесь: 2020 MG BR-418 

В Теофило Отони большая петля замыкается и дальше едем на юг по уже знакомой нам BR-116. Программой-минимум на этот раз было доехать до города Каратинга, мы даже заранее наметили в нем пару подходящих отелей в ближних к шоссе кварталах, но оказавшись там ещё засветло решили продвинуться дальше, и искать ночлег когда возникнет потребность. Это было несложно: ещё в первый день пути мы обратили внимание на высокую плотность простеньких придорожных гостиниц вдоль этого участка шоссе - при автозаправках или на окраинах небольших городов. Так что в этот раз воспользовались одной из них, как только темнота, дождь и голод напомнили нам о том что пора перекусить и отдохнуть.

После этого на последний день поездки оставалось уже менее 600 км, причём более знакомых дорог. Движение там поплотнее, дожди тоже немного мешали, но обошлось без особых задержек, и выехав рано утром мы прибыли домой примерно к 4-м часам дня.    

--------------------------

P.S. Получается что это было пока самое долгое и протяжённое из наших автопутешествий - 12 дней и более 3,6 тыс. км. И понравилось оно настолько, что в ближайшем будущем (но не в 2021-м году) постараемся развить этот успех. А по результатам этой поездки кроме приведённых выше фотоальбомов будут опубликованы ещё и визитные карточки двух интересных направлений разведанных на побережье штата Баия: Barra Grande BA (фигурант списка ЛУЧШАЯ СОТНЯ ИЗ БРАЗИЛЬСКОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ) и Prado BA     

---------------------------

Последнее обновление: 06.02.2021

...Хроники наших автопутешествий по Бразилии 

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Пляжи везде улетные! На таких бы я,наверное, не отказалась бы побывать. Вообще все пктешествие классное,я все думаю,почему без меня. Фотографии просто открыточные,в них сплошная романтика,которая зазывает увидеть всю эту красотень воочию.